Электросамокаты для коротких дистанций: как изменился кикшеринг в России

Молодой мужчина арендует электросамокат через мобильное приложение на улице города рядом со станцией метро

T-Pay зафиксировал первый за пять лет спад на рынке аренды электросамокатов. Несмотря на рост числа поездок, общий объем расходов сократился — пользователи стали выбирать более короткие маршруты. Снижение среднего чека и изменение потребительских привычек стали ключевыми факторами сдвига на этом рынке городской мобильности.

Новый вектор: больше поездок — меньше денег

Во втором квартале 2025 года россияне потратили на аренду самокатов на 5% меньше, чем годом ранее. Это первое сокращение денежного оборота в отрасли с 2020 года. Количество поездок, при этом, выросло на 17%, но средний чек снизился сразу на 19% — до 101 рубля. Аналитики прогнозируют, что к концу года он опустится до 95 рублей.

Причина — изменение потребительского поведения. Электросамокаты все чаще используются как альтернатива метро и автобусам для коротких перемещений, а не для прогулок и развлечений, как это было раньше.

Кикшеринг в цифрах

Аналитика основана на обезличенных транзакциях клиентов Т-Банка и данных ETNA. Исследование охватило крупнейших игроков рынка: Юрент, Whoosh, Самокаты Яндекс Go, BusyFly, lite, e-motion, БерисамокаТ и других.

  • В 2021 году средний чек составлял 161 ₽

  • В 2024 — 113 ₽

  • В 2025 — 101 ₽ во II квартале

Темпы падения чека ускоряются: минус 19% за год против минус 16% в 2024-м. При этом количество транзакций с 2021 года выросло в 6 раз.

Ключевые драйверы рынка

По словам Ивана Туринге, CEO «МТС Юрент», на повестке — снижение порога входа в сервис. Развитие подписочных моделей, оптовые пакеты минут, а также старт круглогодичной работы в новых регионах, включая Калининград, обеспечили стабильный приток клиентов.

«Более 90% поездок в мегаполисах — короткие маршруты до 20 минут. Это и формирует новую экономику рынка», — подчеркнул Туринге.

Дополнительный фактор давления на средний чек — рост доли пользователей в возрастной категории 45+, а также увеличение женской аудитории (25% расходов против 23% по числу пользователей).

Когда и кто берет самокаты

Наибольший трафик приходится на вечер (16:00–21:00), особенно в пятницу. Самая высокая стоимость аренды — в воскресенье в 2:00 ночи (135 ₽), самая низкая — по будням с 7 до 8 утра (87 ₽).

Типичный клиент — молодой мужчина до 25 лет. На них приходится 64% пользователей. Возрастная категория 25–45 лет занимает ещё 33%, старше 45 — лишь 3%.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости