Интенсивность грузоперевозок между Россией и Казахстаном продолжает расти, что неизбежно приводит к перегрузке инфраструктуры на погранпереходах. По данным ПЭК, в ноябре среднее время ожидания на границе увеличилось в два раза — до 2–4 дней, а срок доставки грузов вырос на 32% в сравнении с октябрем. Заторы стали одной из главных проблем логистики на данном направлении, влияя на бизнес и экономические связи двух стран.
Причины увеличения времени пересечения границы
-
Рост грузопотока
Увеличение объемов перевозок из Китая в Россию через Казахстан достигло 30% за сентябрь—октябрь. Предновогодний сезон стал катализатором повышения спроса на логистические услуги, что усилило нагрузку на погранпереходы. -
Массовые досмотры грузов
До 95% грузов, следующих через Казахстан, проходят досмотр, который может длиться от 10 минут до двух суток при полной выгрузке. Это значительно замедляет прохождение границы, создавая километровые очереди. -
Недостаток инфраструктуры
Проблемы с нехваткой автомобильных полос, площадок для оформления и осмотра транспорта, а также сервисных зон для водителей особенно остро стоят на погранпереходах «Петухово-Жана Жол», «Бугристое-Кайрак» и «Веселоярск-Ауыл». -
Административные барьеры
Казахстан ввел обязательное оформление сопроводительных накладных на товары (СНТ) для стран ЕАЭС. Перечень товарных групп, требующих специальных разрешений, расширился на 25%, достигнув 145 кодов ТН ВЭД. Из-за несвоевременного обновления нормативных данных компании часто сталкиваются с ситуациями, когда правильно оформленные документы оказываются недействительными на момент пересечения границы. -
Технические сбои
Электронная очередь с казахстанской стороны работает нестабильно, особенно через систему Cargo Ruqsat, что усложняет процесс пересечения границы.
Последствия для бизнеса
-
Увеличение сроков доставки
Перевозка грузов, например, из Алма-Аты в Москву, теперь занимает 11–14 дней против прежних 8–10. -
Рост транспортных затрат
Стоимость автодоставки в ноябре выросла на 15% и продолжает увеличиваться, что негативно сказывается на себестоимости товаров. -
Снижение эффективности логистики
Бизнес несет дополнительные расходы из-за простоев транспорта, вынужденного ожидания оформления документов или досмотров.
Рекомендации по улучшению ситуации
Для преодоления текущих проблем и снижения заторов на границе необходимо реализовать комплекс мер:
-
Модернизация погранпереходов
Планируемая реконструкция ключевых пунктов пропуска — «Бугристое», «Петухово» и «Веселоярск» — должна быть ускорена. Важно увеличить количество автомобильных полос, расширить подъездные пути и создать площадки для оформления и осмотра транспорта. -
Развитие цифровых решений
Надежная работа электронной очереди и своевременное обновление данных о требованиях к документам на цифровых платформах минимизируют технические сбои и ошибки. -
Сокращение административных барьеров
Упрощение процедур оформления сопроводительных документов и оптимизация досмотров позволят бизнесу сократить простои и ускорить доставку грузов. -
Создание сервисных зон
Оборудование зон ожидания и отдыха для водителей улучшит условия работы на погранпереходах, что особенно важно в условиях зимнего сезона.
Ситуация на границе между Россией и Казахстаном требует оперативных решений. Ускорение модернизации инфраструктуры, снижение административных барьеров и внедрение цифровых инструментов позволят сократить время пересечения границы более чем в два раза — до 5–7 дней. Эти шаги не только поддержат бизнес, но и укрепят торговое сотрудничество между двумя странами, способствуя их экономическому росту.