Транзитный коридор «Север-Юг» сталкивается с серьёзными проблемами
Из-за нехватки судов, отсутствия регулярных рейсов и увеличения расходов на аренду контейнеров, транзитный грузопоток по транскаспийской ветке МТК «Север-Юг» заметно сокращается. Вместо этого грузы из Индии, ОАЭ и других стран выбирают более прямые и транзитные морские маршруты, которые обходят Каспийское море.
Проблемы и вызовы транскаспийского маршрута
По словам Геннадия Чичина, директора азиатского направления ПЭК: GLOBAL, главная причина сокращения грузопотока — острый дефицит контейнеровозов в Каспийском бассейне. На данный момент в этом регионе курсирует около 220 судов, средний возраст которых составляет 30 лет, а большинство из них предназначены для перевозки наливных и навалочных грузов.
Александр Шаров, генеральный директор «РусИранЭкспо», подчеркнул необходимость увеличения мощностей на направлении в два раза — до 480 судов, чтобы привлечь больший объем грузов. Кроме того, на транскаспийской ветке МТК «Север-Юг» между Россией и Ираном отсутствуют регулярные морские сервисы и стабильное линейное расписание, что затрудняет планирование перевозок.
Финансовые и временные издержки
По данным Дениса Кальнова, из-за нехватки мощностей и отсутствия регулярных рейсов, контейнеры простаивают до шести дней в ожидании погрузки. Среднее время доставки из Бендер-Аббаса в порты Астрахани, которое обычно составляет 5-7 дней, может увеличиться до 14 дней.
Стоимость аренды контейнеров также выросла на 64% год к году, достигнув 19 500 рублей за TEU и 26 000 рублей за FEU. Компании вынуждены трижды перегружать отправления, что увеличивает временные и финансовые издержки.
Необходимость развития инфраструктуры
Аркадий Иванов, независимый эксперт по логистике, отметил, что в портах Астрахани имеется дефицит складов и оборудования для обработки контейнеров. Это приводит к увеличению сроков погрузочных работ до трех дней.
Для повышения эффективности маршрута требуется модернизация и расширение инфраструктуры, что поможет сократить временные и финансовые издержки и увеличить привлекательность транскаспийского коридора.