Предпраздничный сезон в логистической отрасли обычно связан с пиковыми нагрузками и высокими показателями: отгружаются сезонные товары, а также продукция тех участников ВЭД, которые стараются завершить все важные дела до наступления каникул. Вместе с директором департамента логистики ModernWay Юлией Бададян разбираемся, каким стал предновогодний сезон для рынка грузоперевозок в 2024-ом.
Особенность перевозок из Китая в Россию в преддверии праздников в 2024 году заключается в отсутствии традиционного сильного ажиотажа. Это связано с состоянием мировой экономики, геополитической ситуацией и санкционными ограничениями, которые серьезно влияют на логистическую отрасль.
Помимо этого, на рынке растет количество участников ВЭД, что приводит к распределению объема между бОльшим числом игроков. В 2019-2021 годах крупных перевозчиков на рынке было меньше, а китайские экспедиторы работали в партнерстве с российскими из-за невозможности выезда за пределы Китая в связи с ковидными ограничениями.
Однако после открытия границ китайские перевозчики стали активнее проникать на российский рынок, открывать дочерние компании, способствуя увеличению конкуренции. Но не стоит забывать, что определенные мировые экономические и политические события после 2021 года привели к изменению не только предложения, но и спроса. Импортеры из-за ряда проблем (с оплатами грузов, скачками ставок на перевозку и др.) перестали закупать товары впрок, как это было ранее. В связи с санкциями производства некоторых видов продукции были перенесены в Россию, появилось больше сложностей при ввозе определенных групп товаров, что вызвало необходимость искать иные пути доставки.
Однако, несмотря на более сдержанные показатели высокого сезона в сравнении с прошлыми годами, мы все еще наблюдаем серьезную загруженность на погранпереходах для железнодорожного транспорта.
Проблема вызвана большим превышением потока импортных грузов над экспортными, а также дефицитом подвижного состава и локомотивов. Это существенно тормозит операции по перегрузу на границе. Кроме того, со стороны КЖД наблюдается несбалансированное распределение планов на отправку экспортных поездов между погранпереходами.
Ситуация в портах же, наоборот, улучшилась. Если ранее время ожидания в портах ВМТП и ВМКТ для грузов, отправляющихся в Москву, составляло 30-35 дней, то сейчас сроки сократились до 15-18 дней.
Если говорить о ставках, то в сравнении с предыдущими годами они меняются уже не так стихийно. Еще в 2021-ом изменения могли происходить практически каждый день, но в этом году — в периоды от двух недель до месяца. Рынок колеблется, но без резких скачков, что позволяет говорить о более стабильном ценообразовании.
В следующем году можно прогнозировать очередное повышение ставок на логистику: с 1 января ожидается дополнительное увеличение тарифов РЖД, и, соответственно, ежегодная индексация будет запланирована и Китайскими железными дорогами.