Каршеринг на своих: в Совфеде предложили обязать операторов использовать локализованные автомобили

Сенатор Андрей Кутепов инициировал законопроект, который может изменить состав автопарков каршеринговых компаний

В Совете Федерации предложили установить требования к составу автопарков сервисов краткосрочной аренды автомобилей (каршеринга) — теперь они могут быть обязаны использовать машины с высоким уровнем локализации производства в России. С такой инициативой выступил глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов. Соответствующий законопроект направлен на отзыв в правительство РФ.

В чем суть инициативы

Сенатор предлагает ввести для каршеринга нормы, аналогичные требованиям госзакупок. Напомним, для признания автомобиля российским он должен набирать не менее 3,2 тыс. баллов локализации. Это означает не просто сборку на территории России, но и использование значительного объема отечественных компонентов, а также выполнение технологических операций внутри страны.

В новой норме предполагается указать, что:

«Формирование автопарка каршеринга должно обеспечивать минимальную долю легковых транспортных средств, соответствующих установленному уровню баллов по локализации, в соответствии с постановлением о подтверждении производства российской промышленной продукции».

Такой подход позволит расширить присутствие высоколокализованных автомобилей на потребительском рынке и простимулирует спрос на продукцию отечественного автопрома.

Почему это важно

В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что одна из целей Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года — максимальное удовлетворение внутреннего спроса за счет локализованной продукции. Несмотря на меры поддержки, доля иностранных автомобилей (особенно китайских) в автопарках каршеринга остается высокой — по данным на 2023 год, от 30 до 50%.

По мнению сенатора, сегмент каршеринга пока не охвачен системной работой по импортозамещению в полной мере — в отличие от такси, где уже действуют меры стимулирования использования российских автомобилей.

Каршеринг — быстрорастущий сегмент

Каршеринг остается одним из самых быстрорастущих форматов городской мобильности:

  • по итогам 2022 года спрос на него вырос на 20%;

  • количество автомобилей в автопарках увеличилось на 30–50%;

  • в 2023 году только в Москве было совершено более 50 млн поездок;

  • ежедневное количество поездок по стране — свыше 140 тыс..

На этом фоне актуальность вопроса об источнике происхождения используемых машин становится особенно острой. Как отмечает Кутепов, развитие «мобильности как услуги» — через аренду, подписки, каршеринг и такси — является устойчивым трендом в мегаполисах.

Что дальше

Законопроект предполагается внести на рассмотрение в Госдуму после оценки правительством. Если он будет принят, каршеринговые операторы столкнутся с необходимостью частичного обновления автопарков и, вероятно, с корректировкой бизнес-моделей. В то же время для производителей автомобилей с высокой локализацией это может стать значимым драйвером роста.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости