С 1 июля таможенные органы Казахстана начали задерживать фуры российских автоперевозчиков, перевозящих товары из ЕС на полуприцепах компаний из стран ЕС. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) сообщила об этом Минтрансу России. Минфин Казахстана считает, что такие перевозки должны облагаться налогами.
АСМАП подчеркнула, что данные задержки мешают механизму перецепки/перегрузки, который с октября 2022 года позволяет европейским грузоперевозчикам перегружать товары на российские и белорусские машины на границе. В апреле 2022 года аналогичный механизм был введен между ЕС и Белоруссией.
Новые ограничения Казахстана препятствуют обратной загрузке полуприцепов, зарегистрированных в странах, не входящих в ЕАЭС. Это, по мнению АСМАП, нарушает Таможенный кодекс, запрещающий передачу временно ввезенных транспортных средств другим лицам.
Заместитель гендиректора АСМАП Евгений Антипов сообщил, что уже задержаны более 20 российских автопоездов, включая тягачи и полуприцепы.
АСМАП указывает, что между властями России и Казахстана была достигнута договоренность о моратории до начала 2025 года на запрет перевозки европейских грузов в рамках механизма перецепки. Однако эта договоренность сейчас нарушается.
В ответе Минфина Казахстана, размещенном на сайте АСМАП, говорится, что временно ввезенные транспортные средства международной перевозки сохраняют статус иностранных товаров и должны оставаться в фактическом владении лиц, осуществляющих их ввоз, за исключением случаев вывоза с таможенной территории ЕАЭС.