Основными сложностями грузоперевозок в страны Средней Азии и Закавказья являются проблемы с документами и оплатой, безопасностью и придорожным сервисом. Это показал опрос, проведенный международной «Биржой грузоперевозок ATI.SU» в ноябре 2022 года.
Международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU» объединяет более 300 тыс. грузовладельцев и перевозчиков из разных стран. Данные биржи показывают: в последние месяцы вырос спрос на перевозки из России и Беларуси в страны Средней Азии и Закавказья. Переориентация товарных потоков — вынужденная мера в связи с санкциями и закрытием европейских границ. «Биржа ATI.SU» решила выяснить, насколько готовы логистические рынки азиатских и кавказских республик к резкому росту грузопотока.
В ноябре компания провела опрос своих пользователей об их опыте работы на восточных направлениях, предлагая выбрать один или несколько вариантов ответов. Большинство опрошенных — 29% считают основной проблемой при работе со странами Средней Азии и Закавказья непонятный документооборот и задержки с оплатой. Документальное оформление перевозки и грузов отличается в разных странах, что вызывает множество вопросов у грузоотправителей и перевозчиков. Что касается проблем с оплатой, то их связывают как с медленными бизнес-процессами компаний-партнеров, так и сложностями с международными переводами.
26% респондентов отметили низкий уровень комфорта водителей при нахождении в этих странах, отсутствие инфраструктуры и придорожного сервиса. Больше всего нареканий вызывает качество дорог. 23% — пожаловались на недостаточную безопасность водителей и грузов. И только 10% опрошенных не видят проблем при работе со странами Средней Азии и Закавказья — они успешно освоили это направление.
Не все пользователи «Биржи ATI.SU» имеют опыт работы с восточными соседями — 13% участников опроса только присматриваются к открывающимся возможностям. При этом 19% респондентов уже считают конкуренцию на новых направлениях высокой. Правда, это не мешает перевозчикам держать высокие цены на свои услуги — по мнению опрошенные грузоотправителей, «ставки бешеные». Между тем высокий спрос на перевозки между Россией и странами Средней Азии и Закавказья сохранится и скорее всего будет расти, поэтому ощутимого снижения цен по этому направлению ожидать не стоит.
Среди других проблем, которые дополнительно отмечали участники рынка, — низкая пропускная способность КПП «Верхний Ларс», высокая стоимость казахского и монгольского ОСАГО, недостаток перевозчиков, готовых предоставить полный пакет документов для проверки их надежности (по направлениям Армения/Турция/Азербайджан).
«Во многих странах Средней Азии и Закавказья развитие логистики стало приоритетом государственной политики. Страны осознают, что получили хороший шанс для реализации транзитного потенциала и встраивания в мировые логистические цепочки. Конечно, имеющиеся проблемы не решаются за такой короткий срок. Но практически везде запланированы масштабные инфраструктурные проекты, растет спрос на автоматизацию логистических процессов, оптимизируются трансграничные процедуры», — отмечает основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Святослав Вильде.