Нехватка водителей такси к концу 2024 года в России достигнет 130 тысяч человек. Эта цифра прозвучала на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) от Антона Петракова, директора по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс.Такси». Петраков указал на множество факторов, которые приводят к этой тревожной тенденции, включая отток кадров в другие отрасли и усиление миграционной политики.
Отток водителей и регуляторные барьеры
Петраков объясняет: «Дефицит связан со многими факторами: присутствует отток в другие профессии. Многие отрасли предлагают конкурентные по меркам экономики деньги. Есть регуляторные факторы, есть усиление миграционной политики и контроля». Усиление контроля за деятельностью водителей после принятия закона о такси в 2023 году и введение обязательных требований для самозанятых водителей спровоцировали массовый уход из отрасли. Президент Объединения самозанятых России (ОСР) Игорь Жмакин в интервью «Коммерсанту» весной 2024 года отметил, что самозанятым водителям теперь требуется получать разрешения, проходить ежедневные технические и медицинские осмотры, а в некоторых регионах — осуществлять дорогостоящую оклейку или окраску автомобилей.
Кроме того, ограничения на работу в такси иностранных граждан, введенные в ряде регионов, таких как Новосибирская, Нижегородская, Калининградская и Тюменская области, еще более усугубили ситуацию. Согласно ОСР, мигранты составляют до 25% рабочей силы в этой отрасли, и их ограничение привело к значительному снижению доступности водителей.
Перспективы цен и новые инициативы
На фоне растущего дефицита кадров, по словам Петракова, цены на такси могут увеличиться «на десятки процентов», особенно в пиковые часы осенью и зимой. В этой связи «Яндекс.Такси» обсуждает с регуляторами возможность внедрения экспериментального правового режима, который позволит смягчить некоторые требования к водителям и стимулировать приток новых работников. В числе инициатив — упрощение процесса получения разрешений и смягчение некоторых обязательных процедур.
Закон о такси и его последствия
Осенний закон о такси 2023 года вызвал волну обсуждений, особенно среди самозанятых водителей, которые столкнулись с новыми обязательствами и административными барьерами. Как отметил Жмакин, многие из них посчитали такие условия неприемлемыми и покинули отрасль, что привело к значительному дефициту водителей. Ситуация продолжает ухудшаться: если в конце 2023 года нехватка водителей оценивалась в 80 000 человек, то к концу 2024 года эта цифра может достичь 130 000 человек.
На фоне таких прогнозов стоимость поездок уже начала расти. В 2023 году повышение цен составило от 17 до 27% по всей России, и теперь ожидается дальнейшее увеличение издержек на перевозки.
Как избежать дефицита: возможные решения
Для решения проблемы «Яндекс.Такси» планирует смягчение регуляторных требований, что поможет снизить административное давление на водителей. Однако основная задача — создать более привлекательные условия труда, чтобы водители не уходили в другие отрасли с более высокими зарплатами.
Антон Петраков подчеркивает важность «создания новых механизмов привлечения водителей и их удержания в отрасли». В условиях изменяющегося рынка, такие инициативы могут стать ключом к стабилизации ситуации в российском такси-секторе.