Port Favor: как новый терминал в Усть-Луге меняет экспортную логистику удобрений

Морской терминал Port Favor в порту Усть-Луга — перевалка аммиака и минеральных удобрений на экспорт

Прошёл год с момента запуска морского терминала Port Favor в порту Усть-Луга — проекта, который за короткий срок занял стратегическую нишу в экспортной логистике минеральных удобрений. Терминал стал единственным в России специализированным объектом по перевалке аммиака, отгрузив за первый год работы около миллиона тонн продукции. В ближайшие два года Port Favor планирует расширение мощностей и номенклатуры грузов, что может существенно повлиять на конфигурацию экспортных потоков отрасли.

Первый год эксплуатации: подтверждённый спрос и загрузка

Официальный запуск первой очереди Port Favor состоялся в декабре 2024 года. Старт работе комплекса наливных грузов дали губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и глава управляющей компании «Портовый альянс» Михаил Кузнецов. Проект сразу был ориентирован на закрытие критически важной для отрасли инфраструктурной ниши — перевалки аммиака на экспорт.

Итоги первого года эксплуатации показали, что ставка на специализированную инфраструктуру была оправданной: объём перевалки достиг 1 млн тонн, что отражает устойчивый спрос со стороны российских производителей минеральных удобрений и химической продукции.

Расширение мощностей и диверсификация грузов

Ключевым этапом развития терминала станет ввод второй очереди проекта, запланированный на 2026 год. Помимо увеличения объёмов перевалки аммиака, Port Favor расширит номенклатуру грузов за счёт сухих минеральных удобрений. Отправка первой партии запланирована на июль 2026 года.

По словам исполнительного директора Port Favor Игоря Липинского, расширение позволит диверсифицировать грузопотоки и предложить экспортёрам новые логистические решения, снижая зависимость от ограниченного числа портовых мощностей.

Инфраструктура: строительство без остановки операций

Одной из особенностей проекта стало параллельное развитие инфраструктуры без остановки текущей перевалки. На площадке терминала одновременно ведётся эксплуатация действующих объектов и строительство новых мощностей.

К настоящему моменту:

  • построены 8 купольных складов;

  • создана железнодорожная инфраструктура аммиачного комплекса;

  • введены в эксплуатацию два причала;

  • завершаются пуско-наладочные работы холодильной установки.

Ввод холодильного оборудования позволит увеличить экспорт аммиака до 1,5 млн тонн в год, а развитие железнодорожной части проекта — повысить пропускную способность с 7 до 10,5 млн тонн, с целевым выходом на 14 млн тонн в год. Существенную роль в этом сыграло взаимодействие с Октябрьской железной дорогой.

Port Favor как элемент новой экспортной архитектуры

Проект активно интегрируется в отраслевую и инвестиционную повестку. Возможности терминала были представлены на ПМЭФ-2025 в Санкт-Петербурге и на Транспортной неделе в Москве. Дополнительным подтверждением рыночного интереса стал «День клиента» в рамках форума «Транспорт России», где крупнейшие производители удобрений заявили о намерении сотрудничать с Port Favor.

Для рынка это сигнал о формировании устойчивого спроса на специализированные портовые решения в сегменте химии и удобрений.

Логистический хаб, а не просто терминал

Port Favor позиционируется не как точечный объект перевалки, а как инновационный логистический хаб, интегрирующий:

  • мультимодальные перевозки;

  • цифровые инструменты управления потоками;

  • повышенные стандарты промышленной и экологической безопасности.

Такой подход позволяет оптимизировать цепочки поставок, сократить транзитные издержки и повысить предсказуемость экспортных операций — ключевой фактор в условиях волатильных рынков.

Выводы

Первый год работы Port Favor показал, что специализированные портовые проекты могут быстро достигать высокой загрузки при наличии устойчивого экспортного спроса. Ввод второй очереди и расширение номенклатуры грузов превращают терминал в один из ключевых элементов экспортной инфраструктуры России в сегменте минеральных удобрений. В среднесрочной перспективе такие объекты будут определять конкурентоспособность логистических цепочек и устойчивость внешней торговли.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости