Предновогоднее время традиционно становится пиковым сезоном для игроков транспортной отрасли. Кратно возрастают объемы перевозимой продукции, увеличивается нагрузка на пограничные переходы. Мы поговорили с представителями логистических компаний и выяснили, как обстоит ситуация в конце 2024 года.
В 2024 году высокий сезон начался довольно рано: уже с июня наблюдались существенные скопления грузов в портах Дальнего Востока и на погранпереходах, говорит исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions Анастасии Кизулева. «С того времени уровень спроса остается высоким. Осенью появилась тенденция к стабилизации транзитных сроков, однако впереди еще декабрь — один из самых насыщенных месяцев для перевозчиков», — добавляет она.
В то же время эксперты отмечают отсутствие привычного ажиотажа накануне праздников на направлении Китай — Россия. По словам директора департамента логистики ModernWay Юлии Бададян, это связано с санкциями, а также экономической и геополитической ситуацией. Кроме того, в отрасли увеличивается число участников ВЭД, и, соответственно, объем перевозок распределяется между бОльшим количеством игроков.
Помимо этого, контейнерные операторы и импортеры сами вводят «ограничивающие инструменты», чтобы справиться с высоким спросом, объясняет операционный директор STALOGISTIC Олег Гапоненко. «К таким инструментам относятся не только ценовые надбавки, но и системы пре-букингов, штрафы за отмену, совместное оперирование судами и т.д. В результате это помогает достигать равномерной загрузки всех операторов и линий между западными и восточными трейдами», — добавляет он.
Несмотря на то, что серьезной нагрузки перевозчики не испытывают, того же нельзя сказать о приграничных терминалах.
«Порты на восточном направлении справляются тяжело, мы видим, что вывоз грузов задерживается до четырех недель из-за нехватки подвижного состава», — констатирует заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-logistics Юрий Фиошкин.
Нагрузка на железнодорожный сервис также возросла. Сейчас при импорте товара ожидание перегрузки на железную дорогу в портах Дальнего Востока занимает примерно 20 суток. Контейнеры проходят железнодорожные погранпереходы между Китаем и Казахстаном порядка 14-17 дней, в Забайкальске и в Монголии — около трех недель, говорит директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.
Перевозчики сталкиваются с задержками и «брошенными» поездами, сообщает Олег Гапоненко. «Сегодня этих составов около 50, и иногда они застревают на 10-20 суток, — объясняет эксперт. — Такую ситуацию спрогнозировать невозможно, как и застраховаться от нее. Поэтому, если учитывать эти риски не получается, надо переориентироваться на западные сервисы — Новороссийск, Санкт-Петербург, где в настоящее время ситуация более стабильная».
Если говорить о ставках на контейнерные перевозки, то сейчас эксперты отмечают их увеличение. «Клиенты, которым важна срочность, просят переориентировать их грузы с более дешевого железнодорожного транспорта на более дорогие, но быстрые авто и авиа», — отмечает коммерческий директор ILC Михаил Тимофеев. Кроме того, РЖД объявили о повышении тарифов на перевозку грузов с 1 декабря на 13,8%. Это приведет к росту ставок, в том числе на импорт в РФ и внутрироссийские перевозки, добавляет он.
Вместе с тем участники рынка отмечают более стабильное ценообразование в этом году. Так, по словам Юлии Бададян, если три года назад ставки могли меняться практически ежедневно, то в этом году — в периоды от 14 до 30 дней.
Каким будет дальнейший характер ставок — прогнозировать сложно. В случае с автоперевозками из Европы многое зависит от политических факторов и влияния санкций, говорит Юрий Фиошкин. Если ситуация не изменится, перевозчики могут уйти с этого направления, что может привести к росту тарифов.
Дмитрий Суховерша предполагает, что после Китайского нового года, который отмечается с 30 января, ставки начнут снижаться: «Это может быть связано с сокращением объёма закупок иностранной продукции российскими импортёрами, пользующимися заемными средствами, из-за довольно высокой ставки рефинансирования. Также многое будет зависеть от ситуации с оплатами зарубежным поставщикам».
В свою очередь, Юлия Бададян обращает внимание, что сообщается о ежегодной индексации тарифов ОАО «РЖД» с 1 декабря 2024 года на 13,8%, а также о дополнительном увеличении тарифов с 1 января 2025 года. «Соответственно, ежегодная индексация будет запланирована и по КЖД. Таким образом, можно прогнозировать очередное повышение ставок на логистику», — заключает эксперт.