Согласно данным аналитиков международного экспедитора и таможенного представителя, за 2024 год интерес бизнеса к реализации транзакций за рубеж вырос на 40%, к авиаперевозкам — на 20%.
Самыми популярными направлениями международных перевозок у российских компаний в прошлом году остались Китай, Индия и Турция. Среди способов доставки лидируют авиа- и автоперевозки. Спрос на них за прошедший год вырос на 35-45%.
На внутрироссийских направлениях отечественный бизнес начал уделять внимание Северному морскому пути (СМП). Количество заявок по данному маршруту увеличилось на 20% к концу 2024 г. Рост объемов доставки вырос не только благодаря перевозке СПГ и грузов в удаленные города России на севере, но и за счет кратного наращивания контейнерного грузопотока в порты Архангельска, Мурманска и Санкт-Петербурга. Возможность реализации круглогодичных доставок дополнительно поспособствовала возвращению СМП конкурентоспособности. Несмотря на кризис в Красном море, вызванный атаками хуситов, предновогодний ажиотаж привел к полному букированию линий Северной столицы и Новороссийска уже к концу ноября.
Участники транспортно-логистической отрасли запомнят 2024 год изменением порядка налогообложения. При ввозе товаров на территорию России в рамках международной перевозки службы доставки должны уплачивать НДС в размере 20%. Принятая мера повлияла на пропорциональный рост стоимости мультимодальной доставки.
Проблемы с подвижным составом, вызванные сокращением производственных мощностей и кадровым голодом, привели к переходу бизнеса на автомобильные перевозки. Резкий спрос на доставку фурами в КНР из России сказался на ценообразовании, увеличив не только его, но и необходимость в дозволах. Сегодня их количество не покрывает спрос.
Повышение цен коснулось и ж/д тарифов. С 1 декабря 2024 года оно составило «плюс» 13%.
Дисбаланс импорта и эксп
орта в российской экономике привел к накоплению контейнеров (на один уезжающий контейнер приходилось 2,5 приезжающих). Наиболее выраженной проблема оказалась для Московской области и Москвы. Для её решения в регионе запустилась активная застройка контейнерных терминалов, превышающая масштабы прошлых лет.Изменения коснулись и авиаперевозок. Снижение турпотока побудило «Аэрофлот» к использованию узкофюзеляжных самолётов при реализации доставок в Индию и Турцию. Подобная мера негативно сказалась на объемах перевозимых в эти страны грузов.
«По итогам 2024 года мы наблюдаем значительный рост интереса бизнеса к комплексным услугам по доставке. Все больше компаний выбирают международных экспедиторов, которые помогают провести оплаты, проконтролировать маркировку товара на границе, выбрать его оптимальный способ доставки и оперативно изменить маршрут, если это необходимо в текущих реалиях. Количество наших клиентов увеличилось на 34%, а объем заказов — на 49%, подтверждая устойчивую позицию группы компаний на рынке. Что касается отрасли: резкие повороты давно не пугают участников рынка. Возможность развития речного транспорта и южного направления логистики дают уверенность в том, что российский груз найдет свой путь в любых реалиях рынка», — отметил Андрей Таблов, коммерческий директор ГК «ЕТЕ».