Критическая ситуация с отправками контейнерных поездов возникла на сети РЖД в последние два месяца. Из-за увеличения отправок угля по Восточному полигону, сотни контейнерных поездов были отставлены от движения, и некоторые из них простаивают уже более месяца. Хотя ситуация немного улучшилась в феврале, контейнерные операторы ожидают нормализации движения не ранее апреля. РЖД объясняет задержки погодными условиями.
По данным на 11 января, на сети РЖД было отставлено от движения 201 контейнерный поезд, из которых более 80 простаивали более двух недель. Эту информацию содержит письмо председателя президиума Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергея Мальцева, адресованное первому заместителю генерального директора РЖД Сергею Кобзеву. В письме отмечается, что количество отставленных поездов в семь раз больше, чем год назад, и некоторые из них были оставлены без соответствующих приказов ОАО «РЖД».
В письме ЕСП перечислены все отставленные от движения контейнерные поезда, большинство из которых следовали на станции Дальнего Востока, но также есть поезда, отправлявшиеся на станции Московского транспортного узла и Юга России. Ситуация с отставленными поездами дестабилизирует рынок железнодорожных контейнерных перевозок: нарушаются сроки доставки грузов, включая грузы, требующие соблюдения температурного режима, а также ставятся под угрозу поставки в рамках «северного завоза» и баланс парка, используемого для импорта из Китая и экспорта с предприятий непрерывного цикла производства. Глава ЕСП призывает РЖД принять срочные меры по подъему отставленных контейнерных поездов и создать оперативный штаб для решения этой проблемы.
По состоянию на 6 февраля, только у компании «Трансконтейнер» было отставлено от движения 30 контейнерных поездов, следовавших на Восточный полигон. Операторы отмечают, что основной причиной сложившейся ситуации являются сверхнормативные отправки угля в декабре и январе. Хотя количество отставленных поездов уменьшилось в феврале, многие из них все еще простаивают на станциях отправления, несмотря на согласованные заявки и полученные наряд-заказы. Ожидается, что эксплуатационная обстановка нормализуется только в апреле 2024 года.
Представители РЖД связывают сложившуюся ситуацию с аномальными морозами и обильными снегопадами. Погодные условия привели к невозможности проведения перегрузочных и швартовых операций в портах, что привело к ограничениям на погрузку в ряде морских терминалов. РЖД отмечает, что в таких условиях временно отставляются поездные формирования с порожними контейнерами. Компания также сообщает, что контейнерные перевозки находятся на особом контроле с середины 2022 года, и регулярно проводится отдельный штаб по перевозке контейнеров, где совместно с клиентами разрабатываются необходимые решения.
Несколько операторов уже отправили официальные уведомления грузоотправителям о задержках доставки грузов по вине РЖД. Например, компания SWIFT сообщила клиентам, что поезда были отставлены из-за отсутствия локомотивов, и введены ограничения на количество отправляемых вагонов. Компания «Рускон» также уведомила клиентов о сокращении объема наряд-заказов на контейнерные поезда на Восточном полигоне и о возможном сокращении лимита и в марте.
Однако, представители РЖД не подтверждают представленные в письме ЕСП цифры и связывают сложившуюся ситуацию с погодными условиями. Они отмечают, что готовы к конструктивному диалогу со всеми заинтересованными экспортёрами и применяют различные скидки и коэффициенты для стимулирования загрузки вагонов.
Проблемы с отставленными контейнерными поездами начались в декабре из-за увеличения отправок угля. По мнению экспертов, рост мировых цен на уголь и увеличение его экспорта способствовали сложившейся ситуации. Однако, есть мнение, что конфликт угольщиков с терминалом «ОТЭКО» в Тамани также мог повлиять на ситуацию на железной дороге. В условиях низких цен стивидор отказался снижать тарифы на перевалку грузов, и часть объемов перераспределилась между портами Северо-Запада и Дальнего Востока.
Ряд угольных компаний уже заявили о прекращении отправок в направлении угольного терминала «ОТЭКО» из-за отказа последнего снизить тарифы на перевалку. Однако, представители «ОТЭКО» утверждают, что их ставки соответствуют рынку и компания готова к конструктивному диалогу. Они также подчеркивают, что таманский терминал способен закрыть годовую потребность Индии в металлургическом угле и обслуживать другие страны Ближнего Востока, Африки и Турции.
Источник: InfraNews