Согласно обзору Центра ценовых индексов, стоимость контейнерных жд-перевозок из КНР в РФ в мае достигла рекордных показателей за последние 1,5 года. Елена Перетц, руководитель отдела закупок ускоренных контейнерных поездов STALOGISTIC, объяснила, чем вызваны такие изменения на логистическом рынке.
С середины апреля был зафиксирован стремительный рост тарифов на прямые железнодорожные перевозки из Китая. За месяц ставки подорожали минимум на 500-900 долларов за стандартный контейнер. Факторов, повлиявших на ценовую политику, несколько, и все они оказались актуальными для многих игроков логистической отрасли.
В первую очередь следует отметить увеличение стоимости перевозки по российской части маршрута для импортных поездов, путь следования которых проходит через Забайкальск и Монголию на станции Московского узла.
Помимо этого, Казахстанские железные дороги также собираются менять ценовую политику. Так, заявлено об увеличении тарифов с 23 мая на 38% на железнодорожные перевозки по Казахстану для транзитных поездов, следующих из Китая в Россию. Соответственно, основным владельцам подвижного состава, оказывающим услуги в Казахстане и России, пришлось повысить цены на 200-300 долларов.
Растет и цена выдачи порожнего контейнерного оборудования. Некоторые базовые локации Китая уже предлагают аренду контейнера 40HC за 2 тыс. долларов. Есть более доступные варианты, например контейнеры 40GP. Но из-за меньшего объема их могут использовать не все отправители. Кроме того, сейчас их тоже не хватает.
На рост стоимости перевозок по КНР повлияло повышение востребованности прямого железнодорожного сообщения и, как следствие, нехватка мест на поездах. В большинстве случаев это происходит из-за увеличения грузопотока напрямую из Китая в государства Евросоюза. Оправка грузов по морю сопряжена с рядом рисков из-за продолжающегося конфликта в Красном море, поэтому многие европейские компании выбирают прямой железнодорожный маршрут. В результате часть планов КЖД на вторую половину весны была скорректирована под европейских перевозчиков. Например, в конце апреля порядка сорока рейсов от станции Сиань (Xian) в РФ было отменено.
Некоторые рейсы поездов, чей маршрут из КНР в РФ проходит через Казахстан, также отменялись с целью уменьшения нагрузки на терминалы пограничных переходов.
Имеет значение и то, что большая доля планов КЖД на Россию была сформирована под проектные поезда, перевозящие автомобили и автозапчасти. Это связано с истечением срока действия льготных экспортных пошлин для китайских компаний с 1 июля 2024 года.
Ожидается, что в первой половине июня продолжится рост цен на железнодорожные перевозки по базовым станциям Китая. Из-за нехватки мест на поездах средний срок ожидания выхода после затарки контейнера вырастет минимум до 14 дней. На станциях с более низкими тарифами, вероятно, возникнет сверхбронирование и, как следствие, очереди на отправку грузов.