В Москве в Гостином дворе собрались мэтры транспортной отрасли. XVI Международный форум «Транспорт России» проходит в условиях международной изоляции и санкционного давления. Поэтому главные темы для обсуждения – импортозамещение, сохранение технологического суверенитета отечественного транспорта и выработка стратегии роста в новых условиях. На площадках форума выступают более трехсот спикеров, включая представителей Министерства транспорта и Правительства страны, а также руководителей иностранных министерств и глав российских регионов.
На выставке «Транспортная неделя» 75 экспонентов представили свои инновационные проекты и разработки. Участники предлагают новые решения по перераспределению грузопотоков, по цифровизации транспорта и дорожной инфраструктуры.
Игорь Колмагоров, заместитель директора Департамента информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем ГК «Российские автомобильные дороги»: «Цифровизация дорожной отрасли это применение современных технологий в области управления движением. В систему входят табло и знаки с переменной информацией, сервис оказания помощи водителям в случае поломки. Например, ЦКАД мы открыли в 2021 году, это 336 километров вокруг Москвы. На этой дороге мы применили самые передовые информационные системы, метеомониторинг, видеоконтроль и взимание платы без остановки автомобилей под рамками, когда транзакции происходят автоматически. Эта технология была впервые применена в России на ЦКАД. Что касается импортозамещения в части программного обеспечения, то у нас проблем нет. Если говорить про поставку периферийного оборудования, то все вопросы были решены заблаговременно».
Светлана Брызгалова, начальник управления создания и эксплуатации информационных систем ФАУ «РОСДОРНИИ»: «Мы помогаем цифровизовать информацию по автодорогам всех уровней. Мы предоставляем инструмент по формированию единого государственного реестра автомобильных дорог. Это дает возможность Министерству транспорта видеть полноту картины дорожной инфраструктуры России. Поскольку система государственная, то к ней предъявляются самые высокие требования по использованию программного обеспечения. ПО должно быть из российского реестра. Единственная проблема может возникнуть из-за комплектующих для формирования центров обработки данных. Но у нас это было все закуплено заранее, поэтому никаких проблем нет».
Цифровизация отечественного транспорта проходит в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Облачные сервисы снижают аварийность, повышают пропускную способность дорог и увеличивают среднюю скорость движения. Эксперты считают, что при введении санкций мгновенно перестроить отрасль невозможно. Многие российские компании еще зависят от производителей западной техники, комплектующих и софта. Сегодня на транспортном рынке лидирует тот, кто заблаговременно перешел на отечественное оборудование и программное обеспечение.
Станислав Емельянов, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС»: «Конечно, придется где-то ужаться. Где-то мы единовременно потеряем в качестве. Но в долгосрочной перспективе в любом случае все вернется. Мы уже наблюдаем возвращение некоторых зарубежных компаний, хотя еще не прошло и года. Если какие-то западные компании и не вернутся, то произойдет замещение аналогичными фирмами из азиатских стран. У нас все компании сейчас подстраиваются под новые условия. Этот процесс происходит спонтанно. В России с такой огромной технической базой, с такой фундаментальной основой всегда найдутся решения как с компонентами, так и с программным обеспечением. Все будет работать. И даже еще лучше».