МТК «Север-Юг» - это комплекс маршрутов доставки через Иран, состоящий из трех основных веток: «Западной», проходящей через Азербайджан, «Восточной» - через Туркменистан и Казахстан и «Транскаспийской» - через Каспийское море.
Все эти маршруты развиваются по-разному. Самой перспективной является транскаспийская ветка. Однако здесь существуют проблемы с недостаточной развитостью инфраструктуры портов и железнодорожных путей из них. Перевозки по восточной ветке осложняются необходимостью пересечения нескольких стран по железной дороге (из России – в Казахстан, после – в Туркменистан, затем по Иранским железным дорогам со сменой платформ из-за разницы в размерах колеи). Сложным является маршрут и по западной ветке. Здесь стоит отметить слабую инфраструктуру на погранпереходе между Россией и Азербайджаном, отсутствие 164-километрового участка железной дороги из иранского Решта до Астары, из-за чего приходится перетаривать груз из контейнеров в тентованные фуры.
Хотя МТК «Север-Юг» может стать конкурентоспособной транзитной магистралью, на текущий момент его пропускная способность, даже на самых развитых маршрутах, не готова к значительному увеличению объемов перевозок. Однако востребованность коридора растет и рост перевозок наблюдается по всем его маршрутам. По данным ЕЭК, объем грузоперевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг» в I квартале 2023 года составил 800 тыс. тонн или на 72% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Главными преимуществами коридора «Север-Юг» должны стать снижение стоимости перевозки и сокращение сроков доставки из-за расстояния, которое в два раза короче по сравнению с морской перевозкой из Индии и Ближнего Востока.
Таким образом, чтобы коридор мог стать полноценной альтернативой традиционным маршрутам, необходимо улучшить всю транспортно-логистическую инфраструктуру и расширить грузовую базу. Также важно создать инфраструктурный альянс между заинтересованными странами-участницами коридора – тогда на маршруты коридора придет бизнес.
Сейчас по МТК в основном транспортируются контейнеры, химия и удобрения, нефтепродукты, пиломатериалы, тарно-штучные грузы, продукты питания и др. В перспективе по маршруту можно будет доставлять широкую номенклатуру грузов: сырье, текстиль, бытовую технику, оборудование и т.д.
Анна Ростовцева, руководитель проектов Novelco