Железнодорожные грузоперевозки в России: спад объемов, растущая конкуренция и новые тренды 2025 года

Общий обзор: рынок железнодорожных перевозок под давлением

По данным исследования INFOLine Rail Russia ТОП, в 2024 году объём железнодорожных грузоперевозок в России снизился на 3,3 %, составив 1,308 млрд тонн. Особенно заметен спад в IV квартале — 3,6 %, до 326,1 млн тонн. Эти показатели указывают на снижение спроса на железнодорожную логистику и изменение рыночной структуры.

Структура перевозок: ключевые сегменты и динамика

Отрасли с наибольшим снижением объёмов перевозок:

  • Строительные материалы: —9,4 % (208,2 млн т);

  • Уголь: —4,7 % (362,7 млн т);

  • Руда: —2,1 % (139,8 млн т);

  • Нефтепродукты: —1 % (219,2 млн т);

  • Чёрные металлы: —8 % (80,3 млн т).

Сегменты с положительной динамикой:

  • Удобрения: +9,1 % (85,6 млн т);

  • Лесные грузы: +0,1 % (36,5 млн т).

Конкуренция среди операторов: снижение долей и борьба за грузы

Концентрация рынка ослабевает:

  • Доля ТОП-30 операторов по объёму снизилась с 78,7 % до 75,3 %;

  • По грузообороту — с 83,6 % до 83,3 %.

Рост перевозок в ТОП-10 показали:

  • Первая Грузовая Компания (ПГК): +2,7 % (129,6 млн т);

  • Национальная Транспортная Компания (НТК): +21 % (за счёт передачи парка от «Нефтетранссервиса»);

  • Деметра-Холдинг: стабильный рост на фоне аграрной логистики.

Федеральная Грузовая Компания (ФГК) сократила объёмы на —11,5 %, сосредоточившись на стратегических грузах и высокой исправности парка (98,4 %) при загрузке 96 %.

 

" "

2025: новые вызовы и структурная трансформация отрасли

По мнению Михаила Бурмистрова, генерального директора «INFOLine-Аналитики», 2025 год станет периодом жесткой конкуренции и переоценки активов:

«Сокращение перевозок усилит борьбу за клиентов и сервисные контракты. Закупки подвижного состава, особенно полувагонов, станут более осмотрительными».

Точки роста: контейнеризация и удобрения

  • Контейнерные перевозки и аграрные грузы сохраняют положительную динамику;

  • Вновь активизируются закупки фитинговых платформ;

  • С апреля 2025 г. вступает в силу новый порядок квотированных перевозок угля из Кемеровской области, стимулирующий спрос на инновационные полувагоны.

 

" "

Тренды 2025 года: от фрагментации к консолидации

Основные факторы, способствующие укрупнению:

  • Рост стоимости лизинга, ремонта и кредитов;

  • Усиление давления крупных игроков на малых операторов;

  • Снижение рентабельности перевозок.

Михаил Бурмистров:

«Мы ожидаем, что часть малых и средних компаний покинет рынок или продаст бизнес. Это создаёт окно возможностей для консолидации и стратегических партнёрств».

Вывод: адаптация как условие выживания

Железнодорожная отрасль России вступает в фазу глубокой трансформации. Операторам предстоит:

  • адаптироваться к новым требованиям клиентов и квотам;

  • инвестировать в инновационный подвижной состав;

  • искать операционную эффективность и цифровизацию сервисов.

В условиях жесткой конкуренции, гибкость, устойчивость и технологичность становятся ключевыми критериями для устойчивого роста в сфере железнодорожных перевозок в 2025 году.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости