Иван Грошев, директор по развитию YM Trans Group
Российская логистика входит в этап глубоких трансформаций. Разрыв привычных цепочек поставок, изменение торговых маршрутов и появление новых рисков кардинально изменили подходы к страхованию грузоперевозок. На этом фоне и государство, и бизнес ищут решения, которые позволят сохранить прозрачность перевозок и снизить вероятность страховых случаев.
Как меняются правила игры
Страхование грузов сегодня трансформировалось в инструмент активного управления рисками. На первый план выходят технологии цифрового мониторинга, позволяющие отслеживать состояние и местоположение грузов в реальном времени. Предиктивная аналитика помогает не просто застраховаться от возможных проблем, а предотвращать их возникновение.
Отрасль переходит от классической модели «страхование ради защиты» к модели активного управления рисками. Страховой полис теперь предполагает не только возмещение ущерба, но и активное предотвращение возможных проблем на всех этапах логистической цепочки.
Новые риски
Главным системным риском стало фактическое отключение российских страховых компаний от международного рынка. Ранее многие страховщики перестраховывали свои риски в британских и других западных компаниях. Из-за санкционных ограничений этот механизм перестал работать, что повысило нагрузку на российских страховщиков.
Кроме того, нарастают страховые риски из-за проблем на границе с Казахстаном. Даже полностью легальные грузы часто попадают под дополнительные досмотры, которые увеличивают вероятность повреждения груза — а значит, потенциального страхового случая.
Классическим источником страховых случаев остаются автомобильные перевозки, особенно при перегрузке из машины в машину. Это ключевой фактор повреждений.
Важную роль играет и состояние автопарка. Устаревшая техника, затрудненное обслуживание, перебои с поставками запчастей приводят к росту аварийности: от отказа тормозов до возгораний.
Базовым условием безопасности остается соблюдение законодательства, особенно при перевозке опасных грузов. Из относительно новых решений можно отметить систему пломбирования. Она не устраняет страховые риски напрямую, но снижает количество промежуточных досмотров на маршруте, благодаря чему уменьшается риск повреждения груза. Появились и другие новые инструменты защиты груза, в том числе использование AI для прогнозирования рисков.
Ключевые вызовы для рынка страхования грузов
Главный вызов — ограничение работы страховых компаний за пределами своих национальных юрисдикций. Если китайская компания страхует груз у себя в стране, то при страховом случае в России получить выплату будет крайне сложно. С аналогичными ограничениями сталкиваются и российские страховщики при работе за рубежом.
Разрыв международных связей из-за санкций сильно осложнил работу компаний. Западные страховщики практически не заходят на российский рынок, а китайские продолжают работать, но с серьезными оговорками: даже при корректно оформленных документах получить страховую выплату становится все труднее.





