Налоговая служба совместно с бизнесом создает скоринговую систему грузоперевозок, чтобы повысить уровень собираемости и исключить сокращение расходов за счет оптимизации платежей
Демпинг на рынке внутрироссийских грузоперевозок усиливается, сообщают компании ПЭК, Delko, ITECO и «Рустранс-Спедишн» (ГК Jenty) на совместном заседании комитета по транспортной логистике «Деловой России» и Ассоциации добросовестных налогоплательщиков (РАДО) в Казани.
«В новых реалиях фокус бизнеса направлен на развитие безопасности в грузоперевозках, снижение аварийности, ускорение и упрощение логистики. Задача — бесперебойная доставка, чтобы обеспечить российского потребителя привычными товарами или достойными аналогами. Поэтому важно избежать барьеров, которые создает недобросовестная конкуренция», — отметил Вадим Филатов, руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России», заместитель директора ПЭК.
По данным ФНС, в отрасли работает 41 тыс. компаний и только 40% из них предоставили согласие на раскрытие налогового источника.
«В 2021 году оборот компаний составил 5 трлн рублей. Год назад показатель собираемости увеличился на 0,3%, перевозчики заплатили с оборота 6,5% налоговых платежей и страховых сборов. Однако проблема с невыплатой НДС и зарплатных налогов сохраняется, не все игроки рынка находятся в равнозначных условиях», — прокомментировала заместитель начальника контрольного управления ФНС Варвара Бурлевич .
Ведомство предлагает создать скоринговую систему налоговой дисциплины. Основываясь на сведениях о компании и информации о перечислении платежей, перевозчиков «окрасят» в зеленый, желтый и красный цвета. Уровень риска ФНС определит на основе бенчмарков — нормативов налоговой нагрузки, которые будут разработаны совместно с игроками рынка.
Аналогичная система уже работает в клининговой отрасли. Анализ показал, что действующий два года назад уровень цен в этом сегменте не позволял компаниям уплачивать налоговые платежи с оборота в полном объеме. После запуска скоринг-системы у компаний появилась возможность повысить стоимость услуг на 40-60%, подчеркнула Варвара Бурлевич.
«Одна из главных причин оптимизации налоговых платежей в грузоперевозках — высокие конкурентные условия и демпинг на рынке. После внедрения скоринговой системы перевозчики смогут приходить к заказчикам и поднимать цены затратным методом», — добавила она.
Данные скоринга будут отражены в Реестре перевозчиков и экспедиторов. Пилотный сервис создается на базе Ассоциации добросовестных налогоплательщиков (РАДО). Главная задача — обеспечить верификацию и определить степень риска грузоперевозчиков, рассказала исполнительный директор РАДО Екатерина Роганова.
В перспективе на основе оценки пилота возможно проработка концепта государственного Реестра и раскрытия данных скоринга на федеральной платформе «Прозрачный бизнес». По словам Варвары Бурлевич, переход в публичную плоскость позволит снизить уровень налоговых разрывов, поскольку «все будут понимать, что компания, которая сотрудничает с недобросовестным контрагентом, извлекала выгоду из его противоправного поведения».
Порог входа на рынок внутрироссийских перевозок низкий, лицензирование отсутствует, это создает неравный уровень качества и стоимости услуг, уточнил генеральный директор «Рустранс-Спедишн» (ГК Jenty) Кондратий Гайкевич. Необходимо, чтобы сервис носил не уведомительный, а разрешительный порядок, добавил он.
«Добросовестным игрокам будет проще обосновать свой тариф, при этом вероятность и скорость наступления негативных последствий при работе с недобросовестными участниками вырастет многократно», — отметил президент ГК «ИТЕКО» Евгений Бабаев.
«Реестр перевозчиков и экспедиторов, система оценки рисков помогут повысить безопасность, уровень добросовестной конкуренции на рынке и создать единые правила ценообразования», — резюмировал заместитель директора ПЭК.