
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) обратились к вице-премьеру Виталию Савельеву с просьбой изменить систему автоматических штрафов для перевозчиков во время сезонных ограничений на дорогах. Согласно данным, в 2025 году только X5 Group и «Магнит» могут столкнуться с суммарными взысканиями в 600 млн рублей.
Сезонные ограничения: как это работает
Система весенней просушки дорог вводится ежегодно с апреля по июнь и длится в среднем 30 дней. Она призвана снизить нагрузку на дорожное покрытие в период, когда оно наиболее уязвимо из-за природных условий. Региональные власти устанавливают предельную нагрузку на ось транспорта — обычно 5–6 тонн. Ограничения не касаются перевозки продуктов питания, однако автоматические камеры не способны различать, какие именно товары находятся в грузовике. В результате сети ритейлеров массово штрафуются за перевозку продовольственных товаров.
Рост штрафов: причины и последствия
В 2024 году X5 Group и «Магнит» получили около 1 500 штрафов на общую сумму 500 млн рублей. Эти санкции были наложены только на собственный автопарк ритейлеров. В 2025 году сумма может увеличиться до 600 млн рублей из-за снижения скидки при оперативной оплате штрафа с 50% до 25%.
Штрафы назначаются автоматизированными системами весогабаритного контроля (АСВГК) и вступают в силу сразу после фиксации нарушения. Если компания не оплачивает штраф своевременно, ей грозит приостановка деятельности. Юридическая практика показывает, что ритейлеры могут обжаловать такие взыскания в суде, который часто становится на их сторону, но процесс возврата средств может занять до полутора лет. В это время компании вынуждены замораживать крупные суммы, что негативно сказывается на их операционной деятельности.
Возможные решения проблемы
Эксперты и участники рынка предлагают несколько решений:
-
Создание реестра транспорта для перевозки продовольствия. Если реестр будет интегрирован с АСВГК, штрафы смогут автоматически не применяться к машинам, перевозящим продукты.
-
Изменения в законодательстве. Это может включать разработку специализированного программного обеспечения, которое будет учитывать особенности грузоперевозок продовольствия.
-
Уточнение нормативов. Разработка новых критериев фиксации нарушений, позволяющих учитывать тип перевозимого груза.
Текущая система автоматических штрафов, несмотря на свою цель — защиту дорожного полотна, приводит к значительным финансовым потерям для ритейлеров. Если изменения в правилах не будут приняты, компании продолжат нести убытки, что потенциально может повлиять на розничные цены и логистику поставок продовольственных товаров в России. Оптимизация системы АСВГК и интеграция с реестрами перевозок могут стать эффективным решением проблемы.