Ритейл против штрафов: почему X5 Group и «Магнит» рискуют потерять 600 млн рублей?

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) обратились к вице-премьеру Виталию Савельеву с просьбой изменить систему автоматических штрафов для перевозчиков во время сезонных ограничений на дорогах. Согласно данным, в 2025 году только X5 Group и «Магнит» могут столкнуться с суммарными взысканиями в 600 млн рублей.

Сезонные ограничения: как это работает

Система весенней просушки дорог вводится ежегодно с апреля по июнь и длится в среднем 30 дней. Она призвана снизить нагрузку на дорожное покрытие в период, когда оно наиболее уязвимо из-за природных условий. Региональные власти устанавливают предельную нагрузку на ось транспорта — обычно 5–6 тонн. Ограничения не касаются перевозки продуктов питания, однако автоматические камеры не способны различать, какие именно товары находятся в грузовике. В результате сети ритейлеров массово штрафуются за перевозку продовольственных товаров.

Рост штрафов: причины и последствия

В 2024 году X5 Group и «Магнит» получили около 1 500 штрафов на общую сумму 500 млн рублей. Эти санкции были наложены только на собственный автопарк ритейлеров. В 2025 году сумма может увеличиться до 600 млн рублей из-за снижения скидки при оперативной оплате штрафа с 50% до 25%.

Штрафы назначаются автоматизированными системами весогабаритного контроля (АСВГК) и вступают в силу сразу после фиксации нарушения. Если компания не оплачивает штраф своевременно, ей грозит приостановка деятельности. Юридическая практика показывает, что ритейлеры могут обжаловать такие взыскания в суде, который часто становится на их сторону, но процесс возврата средств может занять до полутора лет. В это время компании вынуждены замораживать крупные суммы, что негативно сказывается на их операционной деятельности.

Возможные решения проблемы

Эксперты и участники рынка предлагают несколько решений:

  1. Создание реестра транспорта для перевозки продовольствия. Если реестр будет интегрирован с АСВГК, штрафы смогут автоматически не применяться к машинам, перевозящим продукты.

  2. Изменения в законодательстве. Это может включать разработку специализированного программного обеспечения, которое будет учитывать особенности грузоперевозок продовольствия.

  3. Уточнение нормативов. Разработка новых критериев фиксации нарушений, позволяющих учитывать тип перевозимого груза.

Текущая система автоматических штрафов, несмотря на свою цель — защиту дорожного полотна, приводит к значительным финансовым потерям для ритейлеров. Если изменения в правилах не будут приняты, компании продолжат нести убытки, что потенциально может повлиять на розничные цены и логистику поставок продовольственных товаров в России. Оптимизация системы АСВГК и интеграция с реестрами перевозок могут стать эффективным решением проблемы.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости