В конце 2018 года было объявлено, что, начиная с 2019 года, государство не будет возмещать затраты на строительство новых тепличных комплексов. Но все же, на заседании комиссии по отбору инвестпроектов, состоявшемуся в середине декабря, были утверждены субсидии по направлению «тепличные комплексы» на сумму более 7 млрд рублей. Как выживать тем проектам, денег которым не хватило? Как сократить риски и выйти на окупаемость в запланированные 7-8 лет?
Рисково-маржинальное производство
По данным Минсельхоза, к сентябрю 2018 года российскими аграриями было собрано 692,8 тыс. тонн тепличных овощей, что на 20,4% выше аналогичного периода 2017 года (575,3 тыс. тонн). Всего же количество урожая овощей защищенного грунта, собранного российскими аграриями в 2017 году, превысило 920 тыс. тонн. Так что прогноз Минсельхоза на 2018-2019 годы – порядка и 1,3 млн тонн выглядит вполне достижимым. По его же оценкам к 2024 году Россия может увеличить товарное производство тепличных овощей до 2 млн тонн.
Конечно, если темпы роста площадей, отведенных под тепличные культуры — в среднем 15 % прироста в год,[1] – сохранятся. Первый заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Джамбулат Хатуов, выступивший на инвестиционном форуме «Тепличные комплексы России», озвучил довольно оптимистичные цифры: общая площадь теплиц, по итогам 2018 года превысит 2,5 тыс. га, что на 10% больше, чем в прошлом году.
Тепличное производство названо инвестиционно-привлекательным и рентабельно-маржинальным – сказывается дефицит несезонных овощей и зелени. Так, по оценке «Технологий роста», для удовлетворения существующего спроса необходимо выращивать еще 880-900 тыс. тонн отечественных тепличных овощей. Однако в 2018 году произошли изменения в программе предоставления Единой субсидии – с 20 до 10 % были сокращены компенсации материальных затрат (CAPEX). В 2019 году по направлению «тепличные комплексы» сумма субсидий составит более 7 млрд рублей, при этом сметная стоимость проектов — 76,5 млрд рублей. Ранее замминистра сельского хозяйства Елена Фастова сообщила, что в 2019 году «капексы» по этому направлению будут отменены. Что будет ждать тепличников в 2020 году – неизвестно, но понятно одно, чтобы производство окупилось и стало приносить прибыль, нужно свести риски к минимуму уже на стадии проекта.
Как остаться на плаву
По оценкам специалистов «Интерагро» срок окупаемости тепличных хозяйств при господдержке – 7-8 лет. В ситуации, когда владельцы строящихся и введенных в эксплуатацию тепличных комплексов не получат дотаций, на которые они рассчитывали, срок окупаемости проектов прогнозируемо увеличится до 10-12 лет. Чтобы сократить срок окупаемости аграриям придется увеличить цену на свою продукцию. Другой путь, говорят эксперты «Интерагро» – это увеличить урожайность. При этом стоит учесть, что максимальная урожайность достигается не в первый и не во второй годы – все зависит от агрономии.
При поставленной технологии выращивания с квадратого метра можно собрать 60 кг томатов в год – это европейский показатель. В России собирают только 30, 40 %. Чтобы выйти на новую урожайность компаниям необходимо усовершенствовать технологии выращивания, а для этого придется потратиться на высококвалифицированного специалиста – технолога. Это, как и закупка нового высокотехнологичного оборудования, которое позволит перерабатывать выросшие объемы, – те расходы, которые необходимо учитывать при расчете сроков окупаемости проекта.
«Понятно, что закупка нового оборудования, затраты на агротехнологии повышают сроки окупаемости проекта, – говорит Екатерина Бабаева, генеральный директор «Интерагро». Но чем раньше агропроизводитель это сделает, тем быстрее окупит расходы, начнет получать прибыль, которая позволит ему вводить новые мощности. Реальность такова, в выигрыше останутся те предприятия, которые в обозримые сроки займут большую долю рынка».
Тем инвесторам, которые только планируют вложить деньги в тепличный бизнес, эксперты «Интерагро» советуют, прежде всего, изучить рынок. По мнению Алексея Стольникова, проект-менеджера «Интерагро», глобальных тепличных проектов, которые запустятся в ближайшие несколько лет будет достаточно для производства и насыщения рынка основными видами овощей отечественного производства.
«Сейчас на рынке есть потребность в создании небольших – от 0,5 га – теплиц для выращивания зелени. С этим могут справиться небольшие фермерские хозяйства, используя относительно недорогую пленку, вместо поликарбоната и стекла».
В поисках новой продуктовой инвесторы могли бы обратить внимание на культуры, которые практически не выращиваются в России – перец и баклажаны. Однако, по словам эксперта, в странах Евросоюза, куда входит, например, Болгария, перец дешевый – его охотно покупают. В России не сформирована культура потребления – в таких количествах как в Европе его просто не едят, слишком дорого.
Так что самым главным вопросом для тепличников был и остается рынок сбыта.
«Инвестор должен понимать, готов ли он ждать 10 лет прежде, чем начать зарабатывать. За это время на рынок выйдут другие производители – конкуренция только усилится, – напоминает Екатерина Бабаева. – Кроме того, если вы строите современный тепличный комплекс и вкладываетесь в автоматизацию, вы должны учитывать, что она подразумевает упаковку, это означает, что вы должны сразу планировать выход на торговые сети».
Екатерина Бабаева напомнила, что многие крупные тепличные проекты, которые возникли и возникают в России сегодня – строятся именно из- за потребности в них крупных розничных сетей. Яркий пример – АО «Белая дача», которое возводит теплицы под выращивание салата для российского сегмента международной сети быстрого питания «Макдональдс».
[1] По оценке «Технологий роста»