Бизнес просит заморозить рост тарифа «Платон» на фоне резкого удорожания логистики

Дальнобойный грузовик на трассе М4 рядом с дорожными работами и участком ремонта — символ роста логистических издержек и влияния тарифа «Платон» на бизнес

Грузоотправители и логистические компании предупреждают о рисках банкротств и роста цен: индексация и отмена льгот приведут к увеличению тарифа на 63% уже в 2026 году.

Сразу 17 отраслевых объединений — от автотранспортных и логистических союзов до ассоциаций ритейлеров и производителей продовольствия — обратились к Правительству РФ с просьбой временно приостановить повышение тарифа в системе «Платон». По мнению бизнеса, двукратное повышение стоимости за проезд по федеральным трассам для грузовиков свыше 12 тонн приведёт к существенному росту себестоимости перевозок, который отразится на цене товаров для потребителей.

Что предлагает бизнес

В направленном Михаилу Мишустину письме сообщается, что:

  • с 1 февраля 2026 года планируется индексация тарифа «Платон» на уровень инфляции;

  • с 1 марта — отмена понижающего коэффициента (повышение с 0,51 до 0,75);

  • совокупный рост составит 63% — с 3,34 до 5,46 руб./км.

Отраслевые объединения просят заморозить индексацию до стабилизации финансовых показателей транспортной отрасли и достижения минимальной рентабельности.

Аргументы логистического сектора

По данным Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), себестоимость автоперевозок уже выросла на 20% за 2025 год — на фоне роста цен на топливо, запчасти и сопутствующие расходы. Ожидается дальнейшее удорожание:

  • налоговой нагрузки;

  • затрат на внедрение обязательной электронной ТН;

  • издержек на выполнение новых требований к экспедиторам;

  • расходов на маркировку продовольствия с 2026 года.

Совокупно это может увеличить логистическую себестоимость ещё на 12%, а тарифы — на 15–17% уже в следующем году.

«Рынок в пограничном состоянии. Если не остановить рост фискальной и нормативной нагрузки, малые и средние перевозчики просто не выдержат», — комментирует Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ.

Последствия для продовольственного сектора

Один из наиболее уязвимых сегментов — аграрная логистика. По оценке Национальной мясной ассоциации:

  • доля транспортных расходов в себестоимости продукции составляет от 2% до 20%;

  • для сегментов с низкой маржой (свинина, птица, КРС) рост логистических издержек критичен;

  • на фоне снижения рентабельности производители будут вынуждены переложить затраты на потребителя.

«Удорожание логистики с высокой долей в себестоимости — прямая угроза для пищевой промышленности. Ситуация может привести к снижению производства, с которым отрасль не сталкивалась более 15 лет», — отмечает Сергей Юшин, глава Национальной мясной ассоциации.

Позиция властей

В официальном ответе Минтранса на сентябрьское обращение бизнеса указано:

  • стоимость ремонта федеральных дорог за три года выросла на 80%, капитального — на 60%;

  • базовая ставка тарифа «Платон» (3,73 руб./км) была определена ещё в 2015 году;

  • доходы от понижающего коэффициента частично компенсировались повышением акцизов на дизель — мера, предложенная бизнесом и реализованная с 2016 года.

Тем не менее, в ведомстве настаивают: дальнейшее финансирование дорожной инфраструктуры требует пересмотра льготных механизмов.

Контекст: экономические реалии

Показатель Значение
Рост себестоимости автоперевозок +20% (2025 г.)
Плановое повышение тарифа «Платон» +63% в 2026 г.
Рост ремонтных затрат на дороги +80% за 3 года
Базовая ставка акциза на дизтопливо 12 120 руб./т (2024 г.)
Прогноз на 2027 год 13 109 руб./т

Вывод

Бизнес настаивает: временная отмена индексации «Платона» — не уступка, а мера для сохранения устойчивости рынка логистики, где на фоне падения спроса и роста затрат рентабельность большинства компаний стремится к нулю. Без этого решения риски банкротств и цепной реакции удорожания логистики — не гипотеза, а сценарий по умолчанию.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости