Грузоотправители и логистические компании предупреждают о рисках банкротств и роста цен: индексация и отмена льгот приведут к увеличению тарифа на 63% уже в 2026 году.
Сразу 17 отраслевых объединений — от автотранспортных и логистических союзов до ассоциаций ритейлеров и производителей продовольствия — обратились к Правительству РФ с просьбой временно приостановить повышение тарифа в системе «Платон». По мнению бизнеса, двукратное повышение стоимости за проезд по федеральным трассам для грузовиков свыше 12 тонн приведёт к существенному росту себестоимости перевозок, который отразится на цене товаров для потребителей.
Что предлагает бизнес
В направленном Михаилу Мишустину письме сообщается, что:
-
с 1 февраля 2026 года планируется индексация тарифа «Платон» на уровень инфляции;
-
с 1 марта — отмена понижающего коэффициента (повышение с 0,51 до 0,75);
-
совокупный рост составит 63% — с 3,34 до 5,46 руб./км.
Отраслевые объединения просят заморозить индексацию до стабилизации финансовых показателей транспортной отрасли и достижения минимальной рентабельности.
Аргументы логистического сектора
По данным Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), себестоимость автоперевозок уже выросла на 20% за 2025 год — на фоне роста цен на топливо, запчасти и сопутствующие расходы. Ожидается дальнейшее удорожание:
-
налоговой нагрузки;
-
затрат на внедрение обязательной электронной ТН;
-
издержек на выполнение новых требований к экспедиторам;
-
расходов на маркировку продовольствия с 2026 года.
Совокупно это может увеличить логистическую себестоимость ещё на 12%, а тарифы — на 15–17% уже в следующем году.
«Рынок в пограничном состоянии. Если не остановить рост фискальной и нормативной нагрузки, малые и средние перевозчики просто не выдержат», — комментирует Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ.
Последствия для продовольственного сектора
Один из наиболее уязвимых сегментов — аграрная логистика. По оценке Национальной мясной ассоциации:
-
доля транспортных расходов в себестоимости продукции составляет от 2% до 20%;
-
для сегментов с низкой маржой (свинина, птица, КРС) рост логистических издержек критичен;
-
на фоне снижения рентабельности производители будут вынуждены переложить затраты на потребителя.
«Удорожание логистики с высокой долей в себестоимости — прямая угроза для пищевой промышленности. Ситуация может привести к снижению производства, с которым отрасль не сталкивалась более 15 лет», — отмечает Сергей Юшин, глава Национальной мясной ассоциации.
Позиция властей
В официальном ответе Минтранса на сентябрьское обращение бизнеса указано:
-
стоимость ремонта федеральных дорог за три года выросла на 80%, капитального — на 60%;
-
базовая ставка тарифа «Платон» (3,73 руб./км) была определена ещё в 2015 году;
-
доходы от понижающего коэффициента частично компенсировались повышением акцизов на дизель — мера, предложенная бизнесом и реализованная с 2016 года.
Тем не менее, в ведомстве настаивают: дальнейшее финансирование дорожной инфраструктуры требует пересмотра льготных механизмов.
Контекст: экономические реалии
| Показатель | Значение |
|---|---|
| Рост себестоимости автоперевозок | +20% (2025 г.) |
| Плановое повышение тарифа «Платон» | +63% в 2026 г. |
| Рост ремонтных затрат на дороги | +80% за 3 года |
| Базовая ставка акциза на дизтопливо | 12 120 руб./т (2024 г.) |
| Прогноз на 2027 год | 13 109 руб./т |
Вывод
Бизнес настаивает: временная отмена индексации «Платона» — не уступка, а мера для сохранения устойчивости рынка логистики, где на фоне падения спроса и роста затрат рентабельность большинства компаний стремится к нулю. Без этого решения риски банкротств и цепной реакции удорожания логистики — не гипотеза, а сценарий по умолчанию.





