А также обозначил пути их решения и дал прогноз по развитию отрасли на 2024 год.
24 января, в Москве проходит отраслевая конференция «Управление корпоративным автопарком в России 2024». Спикером сессии «Стратегии и управление эффективностью» стал заместитель коммерческого директора по управлению продажами E1 CARD Павел Голыньков.
«С 2022 года бизнес с автопарком был вынужден кардинально перестроиться. Западное направление для автомобильных перевозок закрылось, полностью изменились логистические цепочки. Ввели санкции, российские банковские карты перестали работать за рубежом. Вынужденные простои приносили убытки. Практически все участники рынка в этот период турбулентности начали экономить», — констатировал в своем выступлении Павел Голыньков.
С другой стороны, отметил эксперт, кризис помимо проблем принес новые возможности. Вместо партнеров с Запада пришли заказчики из стран Азии, активно стали развиваться перевозки в восточном и южном направлениях.
«Самыми популярными маршрутами у российских перевозчиков — клиентов E1 CARD в 2023 году стали Россия — Грузия — Турция и Россия — Азербайджан — Иран — Турция. Интенсивно рос трафик по так называемому „Шелковому пути“: Россия — Казахстан — Китай. И мы ожидаем появления новых востребованных направлений в ближайшее время», — рассказал Голыньков.
Актуальными проблемами для перевозчиков на сегодняшний день, по мнению эксперта E1 CARD, остаются:
- Недостаточность покрытия АЗС на новых маршрутах
- Необходимость для водителей возить с собой наличные и искать обменные пункты, если банковская карта блокируется за рубежом
- Стоимость топлива: в ряде стран Азии и Закавказья она существенно выше, чем в России
- Рост цен на автомобили: импортная грузовая техника за 2023 год подорожала на 50%
- Дополнительные расходы при обновлении автопарка, так как китайские марки, пришедшие на смену европейским грузовикам, плохо адаптированы к российским морозам
«Очевидно, что финансовая нагрузка на транспортные компании серьезно выросла. Универсальным решением для ряда проблем может стать топливная карта. Например, с помощью топливной карты E1 CARD автопарк может безналично оплачивать в России и за границей топливо, платные дороги, мойки, парковки и шиномонтажи, закупать AdBlue. Все транзакции при этом отображаются в личном кабинете клиента, и руководитель с помощью специальных инструментов может анализировать расходы и оптимизировать точки наивысших затрат. Это совершенно иной уровень эффективного управления бизнесом, и для сохранения конкурентоспособности автопаркам без него не обойтись», — заявил Павел Голыньков.
Например, расходы на топливо — они составляют до 30-40% всех затрат автопарков. С помощью топливной карты E1 CARD перевозчик может искать ближайшие станции с минимальными ценами и планировать оптимальные маршруты. Владелец автопарка также может устанавливать ограничения для водителей, которые не позволят им заправляться по невыгодной для бизнеса цене. Абсолютная прозрачность операций и возможность выставить лимиты на заправку исключают несанкционированные сливы топлива.
Кроме того, эксперт напомнил про топливный кризис осени 2023 года. Тогда ценник на отдельных АЗС за ночь мог вырасти на 5-7 рублей за литр. В самом выгодном положении в этой ситуации оказались владельцы мультибрендовых топливных карт. Они не были привязаны к одному поставщику и могли в моменте выбрать для заправки АЗС любого бренда с минимальной ценой. Это преимущество позволило ряду компаний сохранить сотни тысяч рублей.
В целом рынок России сейчас уже полностью перестроился на работу в новых условиях и вышел на достаточную маржинальность. За 2023 год сегмент автомобильных грузоперевозок, по оценкам экспертов, вырос на рекордные 30 с лишним процентов. И прогноз по 2024 году, как считает Павел Голыньков, можно дать позитивный, без глобальных потрясений и потерь для перевозчиков.