В России может возникнуть дефицит фур, который негативно отразится на всей цепочке логистики и приведет к повышению стоимости потребительских товаров. Основные причины — рост утилизационного сбора с 1 октября 2024 года на 70–85% и неподъемные ставки по лизингу, достигающие 27–29%. Ассоциации дилеров и перевозчиков уже обратились в Минпромторг с просьбой принять меры для решения проблемы.
Основные причины дефицита
С 1 октября 2024 года ставки утилизационного сбора на грузовики массой 12–20 тонн выросли на 70–85%, что привело к увеличению стоимости седельных тягачей на 12%. Средняя цена тягача теперь составляет 9,8 млн рублей, а сцепок — до 20 млн рублей. В результате этого, как отмечает Александр Строчков, директор по внешнеэкономической деятельности Sinoway Group, недоступными стали как китайские, так и российские грузовики.
Президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов указывает, что российские заводы не способны полностью заменить импорт. Производственные мощности по выпуску тягачей грузоподъемностью 18–20 тонн ограничены до 20 тыс. штук в год, в то время как потребность рынка превышает 50 тыс.
Рост ставок по лизингу
Другим фактором является резкое повышение ставок по лизингу. В III квартале 2024 года ставки по лизинговым контрактам достигли 27–29%. Это привело к тому, что компании стали отказываться от обновления автопарков, что в перспективе приведет к росту тарифов на автоперевозки. Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Виталий Киселев отмечает, что при таких ставках за пятилетний лизинг компании фактически выплачивают двойную стоимость техники.
Как следствие, многие перевозчики будут вынуждены повышать тарифы на свои услуги, что отразится на конечной стоимости товаров для потребителей. По данным FM Logistic, увеличение утилизационного сбора приведет к дополнительным ежемесячным расходам перевозчиков в размере 16–26 тыс. рублей.
Меры поддержки от Минпромторга
Минпромторг уже запустил программу льготного лизинга, предоставляющую скидку до 850 тыс. рублей на отечественные седельные тягачи. Однако представители бизнеса считают, что этого недостаточно. Вадим Филатов подчеркивает необходимость субсидирования лизинговых ставок и предоставления льготных кредитов для приобретения техники грузоподъемностью 18–20 тонн.
Ассоциации перевозчиков и дилеров продолжают готовить обращения в правительство с просьбами принять дополнительные меры для нормализации рынка и ускорения локализации производства тягачей.