
Российский рынок автоперевозок переживает кризис, как сообщает Forbes: объем грузовой базы резко снизился, тарифы на перевозки падают, а себестоимость логистики растет. Многие компании уже работают в убыток, и эксперты прогнозируют серьезные изменения на рынке в ближайшие месяцы. Разбираем основные причины происходящего и возможные последствия.
30%-е падение: что происходит с автомобильными перевозками в России?
По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», объем автоперевозок в России за январь-февраль 2025 года сократился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. В отдельных регионах, таких как Поволжье и Урал, простаивают до 40% автопарков. Средний срок поиска отправлений для тентованных грузовиков увеличился на 67%, а коэффициент баланса спроса и предложения на рынке грузоперевозок обвалился на 73 п. п.
Сильнее всего снижение затронуло сегменты:
- DIY и стройматериалы — падение на 35% год к году;
- FMCG (товары повседневного спроса) — минус 25–30%;
- Промышленные товары — падение на 20%.
Причины: снижение потребления и рост ставок
Главные факторы кризиса:
- Падение потребительского спроса. Маркетплейсы и ритейлеры все чаще используют собственный транспорт, вытесняя традиционных перевозчиков.
- Рост ключевой ставки ЦБ РФ. Из-за увеличения стоимости кредитов и лизинга компании не могут обновлять автопарки и предпочитают сокращать активность.
- «Искусственный» логистический бум 2021–2023 годов. Ранее перевозчики массово покупали технику в лизинг на фоне роста онлайн-торговли. Теперь они вынуждены работать за себестоимость, чтобы избежать банкротства.
- Демпинг на рынке. Новые игроки, появившиеся в период быстрого роста маркетплейсов, предлагают заниженные тарифы, что делает перевозки невыгодными.
Тарифы упали, но надолго ли?
Спотовые ставки на перевозки снизились в среднем на 19,1%, до 52,3 рубля за километр. Однако из-за высокой конкуренции на остатки грузопотока некоторые компании демпингуют еще сильнее. В то же время себестоимость автоперевозок за год выросла на 12%, расходы на лизинг увеличились на 30%, утильсбор — на 75-80%, а стоимость ремонта — на 20%.
Многие перевозчики оказались в тяжелом положении: по данным «АвтоГрузЭкс», не менее 20% компаний находятся на грани банкротства. Некоторые вынуждены сдавать транспорт в аренду, чтобы оплачивать лизинговые платежи, достигающие 600 000 рублей в месяц за один тягач.
Что дальше? Риски и прогнозы на 2025 год
Эксперты сходятся во мнении: в ближайшие месяцы возможен масштабный уход мелких и средних транспортных компаний с рынка. В долгосрочной перспективе это приведет к дефициту машин, что, в свою очередь, вызовет резкий рост тарифов.
По прогнозам:
- К середине 2025 года ставки на перевозки могут вырасти на 20–30%;
- Сокращение парка грузовиков может составить до 30%;
- Дефицит транспорта приведет к росту стоимости товаров, включая продукты питания и товары первой необходимости.
Таким образом, текущий спад в логистике — временное явление, за которым последует новый скачок цен. Бизнесу важно учитывать эти тренды при планировании своей логистики на ближайший год.
Читайте также: