В условиях глобальной пандемии мировая контейнерная индустрия столкнулась с небывалым колебанием фрахтовых ставок. Исследование, проведенное компанией Sea-Intelligence, предоставляет уникальное понимание того, как Maersk и другие крупные перевозчики реагировали на эти изменения и как их стратегии повлияли на доходы и лояльность грузоотправителей.
Анализ фрахтовых ставок
Сравнение ставок Maersk и рыночных показателей
На рисунке 1, представлена динамика средних фрахтовых ставок Maersk по сравнению с рыночными показателями, основанными на глобальном индексе ставок Container Trade Statistics. Оба показателя рассчитываются на квартальной основе, где уровень 2019-Q4 принят за индекс 100.
Во время пандемии Maersk увеличивал свои ставки значительно медленнее, чем рынок в целом. Однако, когда началось снижение ставок, снижение у Maersk было сопоставимо с рыночным. Это свидетельствует о том, что лояльность грузоотправителей не проявилась в виде взаимных уступок в этот период.
Финансовые потери и выигрыши перевозчиков
На рисунке 2 показано, как изменение ставок повлияло на доходы различных крупных перевозчиков. Maersk потерял потенциальный доход в размере 15,7 миллиарда долларов США в период с 2020 по 2023 год, в то время как ZIM, напротив, выиграл 4,2 миллиарда долларов США, увеличивая ставки быстрее и выше рыночных.
Лояльность и ее влияние на доходы
Асимметрия лояльности
Очевидно, что существует асимметрия в лояльности: перевозчики, которые медленнее повышают ставки, не получают аналогичного вознаграждения, когда рынок становится отрицательным. С точки зрения перевозчика, лучше увеличивать ставки как можно быстрее, чем надеяться на лояльность грузоотправителей в условиях спада рынка.
Контрактная политика и её последствия
Одной из ключевых проблем в контейнерных перевозках является слабая юридическая обеспеченность контрактов между перевозчиками и грузоотправителями. С резким ростом фрахтовых ставок возникают призывы к перевозчикам придерживаться контрактных обязательств и умерить свои стремления к увеличению доходов. Такие призывы предполагают, что грузоотправители будут более лояльны, когда рынок снизится.
Однако данные показывают, что такая взаимная лояльность не всегда соблюдается. Перевозчики, которые были менее агрессивными в отношении увеличения ставок, не получили значительных преимуществ в виде лояльности клиентов во время снижения рынка.
Исследование Sea-Intelligence показывает, что лояльность в контейнерных перевозках является сложным и асимметричным процессом. Перевозчики, которые надеются на лояльность клиентов, должны учитывать, что в периоды рыночных колебаний такая стратегия может не оправдать себя. В условиях нестабильности рынка, ускоренное увеличение ставок может оказаться более выгодным с точки зрения доходов.