ВТБ Инфраструктурный Холдинг представил аналитический обзор о потенциале государственно-частного партнёрства (ГЧП) в российской инфраструктуре. Согласно оценкам компании, за ближайшие 15 лет совокупный объём инвестиций, который может быть обеспечен за счёт использования ГЧП-механизмов, достигает 29 трлн рублей. Материал опубликован накануне 16-го Инвестиционного форума ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ!».
Доля ГЧП в капитальных вложениях продолжает расти
По данным исследования, капитальные затраты в рамках концессионных соглашений и проектов ГЧП увеличиваются быстрее, чем общий объём строительных расходов. Если до пандемии их доля составляла около 3,5% (322 млрд рублей), то в 2024 году она выросла до 6% (1 трлн рублей). В последующие годы показатель, по оценкам аналитиков, приблизится к 8–9% (1,6–1,8 трлн рублей).
Росту способствует запуск крупных транспортных проектов, включая строительство высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург, расширение дорожной сети в крупнейших агломерациях, а также смягчение условий денежно-кредитной политики.
Экономический эффект: почему ранний старт проектов выгоден государству
Инфляция повышает стоимость инфраструктурного строительства в среднем на 6–8% в год, отмечают аналитики. Поэтому для публичной стороны запуск проектов с помощью инструментов ГЧП на ранней стадии зачастую экономически целесообразнее: быстрее реализуются социально-экономические эффекты периода эксплуатации — рост налоговых поступлений, приток частных инвестиций в сопутствующую недвижимость и промышленность.
«Применение ГЧП-инструментов позитивно влияет на увеличение ВВП, занятость, объем налоговых отчислений, уровень развития инфраструктуры и инвестиционную привлекательность территорий. Такие инструменты позволяют наиболее полно раскрыть потенциал институциональных инвесторов, госбанков, госкомпаний и других участников рынка в финансировании отрасли и реализации новых масштабных проектов», — сказал член правления ВТБ Виталий Сергейчук.
29 трлн рублей инвестиций: прогноз на 15-летний горизонт
По расчётам аналитиков ВТБ Инфраструктурный Холдинг, до 2040 года использование ГЧП при строительстве и реконструкции инфраструктуры может обеспечить до 29 трлн рублей инвестиций. Потенциал применения механизмов особенно высок в сегменте автомобильных дорог (8,8 балла из 10) и аэропортовых терминалов (8,4 балла). Среди отраслей лидируют транспортная инфраструктура (6,8 балла) и социальные объекты (5,9 балла).
Отдельно отмечается, что в ряде сфер — например, в промышленности и космической отрасли — потенциал может быть значительно выше, поскольку пока не накоплен ГЧП-опыт.
Три сценария развития инфраструктуры до 2040 года
Исследование выделяет три возможные траектории:
1. Базовый сценарий
Соотношение вложений по линии ГЧП и госзаказа составит 1 к 5, с ростом до 1 к 4 в период пиковых инвестиций в ВСМ Москва — Санкт-Петербург.
2. Оптимистичный сценарий
Предполагает ускоренный запуск крупных транспортных проектов в ГЧП-формате. В этом случае к 2040 году соотношение может достичь 1 к 2,2, а экономия бюджетных средств в 2026–2040 годах — не менее 11 трлн рублей только на этапе строительства.
3. Консервативный сценарий
Подразумевает более медленное расширение применения ГЧП-механизмов.
Вывод
Исследование ВТБ Инфраструктурного Холдинга демонстрирует, что инструменты ГЧП становятся одним из ключевых драйверов развития российской инфраструктуры. При масштабировании таких проектов государство получает возможность снизить бюджетную нагрузку, ускорить обновление транспортных и социальных объектов и привлечь крупный частный капитал в капиталоёмкие отрасли. Представленные сценарии и прогнозы указывают на значительный потенциал роста сектора вплоть до 2040 года.
Ознакомиться с полной версией аналитического обзора.





