Интервью с основателем Сообщества Логистов Юга России Алексеем Мясниковым.
Алексей, расскажите, как вы пришли к идее создания сообщества руководителей логистики в ЮФО?
Алексей:
Идея создания экспертного сообщества появилась еще в 2019 году, во времена моей работы директором макрорегиона Юг в компании Х5 Retail Group. Тогда для повышения эффективности логистики и обеспечения качественного сервиса компании на черноморском побережье я принял решение организовать кросс-докинг в Сочи. Реализация проекта проходила в критических условиях — нужно было успеть запуститься и, главное, разогнаться до курортного сезона.
В конечном счете, задача была решена. Но, подводя итоги, я пришел к выводу, что основным ограничением стал дефицит оперативной отраслевой информации. Именно тогда пришло понимание, что логистике и логистам на Юге необходим центр компетенций, позволяющий оперативно решать рабочие задачи и своевременно получать актуальную информацию для реагирования на профессиональные вызовы.
Какие цели и задачи вы ставили перед собой, создавая сообщество? Удалось ли вам их достичь?
Алексей:
В 2022 году, на этапе запуска, Сообщество Логистов Юга России представлялось мне логистическим многофункциональным центром, где участники смогут по запросу получить ответ на любой вопрос: контакты конкретных логистов, экспертов, поставщиков услуг, профессиональную консультацию коллег — пользователей техники и оборудования, помощь в трудоустройстве, совместные закупки и создание коллабораций.
Эта задача во многом уже решена: мы ежедневно получаем звонки и запросы от участников сообщества, выступаем в роли координаторов и интеграторов. Кроме того, мы взаимодействуем с гос.органами, выступаем на ключевых мероприятиях в соседних регионах, продвигая интересы участников Сообщества, а также проводим профессиональные мероприятия для руководителей логистики, на которых обсуждаем ключевые темы и острые вопросы в управлении цепями поставок.
Бизнес-форумы из цикла «Логистика Юга России» — это уникальная возможность для руководителей логистики получать актуальную информацию по всему спектру отраслевых региональных вопросов.
Не буду рекламировать, приведу лишь живой пример с весеннего форума по складской тематике: в формате обсуждения «на ногах» один из делегатов поделился профессиональным опытом с коллегой, и в результате внедрения изменений в один бизнес-процесс на основе бенчмаркинга компания получила быструю экономию в несколько миллионов рублей.
Как вы оцениваете уровень развития логистики в России?
Алексей:
Оценивать целую сферу логистики сложно. Возьмем, к примеру, транспортную логистику: с одной стороны, у всех на слуху тестирование беспилотных грузовиков, а с другой — по данным ATI.SU, доля грузовых транспортных средств старше 10 лет на предприятиях составляет более 70%. Огромная зона роста в логистике сегодня активно осваивается как бизнесом, так и государством — и вот это, на мой взгляд, самое главное.
Посмотрите вокруг: в России реализуются серьезные проекты по модернизации портовой инфраструктуры, укрепляет позиции транспортный коридор Север — Юг, идет строительство транспортных обходов, развиваются собственные системы мониторинга, локализуется и постоянно совершенствуется автопром — к примеру, Камаз Компас выпускает новые модели, внедряется Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа ГосЛог. Также происходит в других направлениях логистики.
Наша задача как Сообщества — это поддержка курса развития и координация участников цепей поставок. Кстати, 3 октября на бизнес-форуме «Логистика Юга России. Транспорт» в Краснодаре подробно обсудим с экспертами ключевые вопросы сферы логистики — в том числе, и упомянутые выше. Приглашаем вас присоединиться к этому полезному для бизнеса событию.
Какие проблемы и вызовы стоят перед логистикой на юге России сегодня?
Алексей:
В мае этого года на полях нашего бизнес-форума «Логистика Юга России. Склад» 70 экспертов провели стратегическое моделирование развития сферы складской логистики и оценили влияние внешних и внутренних факторов в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Исходя из результатов стратегического моделирования и возвращаясь к вопросу о проблемах в логистике ЮФО: это дефицит качественных складов и свободных земель определенных категорий для их возведения, рост стоимости материалов, высокая ключевая ставка ЦБ, острая нехватка линейного персонала, нестабильная внешнеэкономическая логистика — проблемы судоходства в Красном море, да и в Черном тоже.
В тоже время, есть и сильные стороны, и возможности: например, внедренный согласно Постановлению Правительства № 854 эксперимент по маркировке алкогольной продукции федеральными и специальными марками дает локальным игрокам рынка и государству в целом сокращение сроков поставок и снижение затрат, создание рабочих мест и локализацию компетенций, развитие технологий — от ПО до маркировочных линий, безопасные пути доставки продукции. Эксперимент сложный, интересный и уже признан успешным участниками бизнеса. И подобные эксперименты сейчас проводятся в различных отраслях.
Это говорит о том, что профессии, связанные с логистикой, будут все более востребованы в обозримом будущем.
Какие навыки и компетенции, по вашему мнению, необходимы современному руководителю логистики?
Алексей:
Направление деятельности и корпоративная культура каждой компании определяют, какие компетенции кандидатов являются ключевыми для данной организации и резонируют с целями бизнеса.
На мой взгляд, ключевые компетенции, необходимые современному руководителю логистики — это готовность, способность и проактивный подход к обучению, развитию команды и саморазвитию, глубокий интерес к новым технологиям и методикам. С этим трудно не согласиться.
Как вы считаете, какие изменения должны произойти в системе образования и подготовки кадров для логистической отрасли?
Алексей:
Вопрос об изменениях не простой, и подход должен быть комплексный.
На протяжении многих лет в качестве приглашенного спикера я провожу семинары для студентов, регулярно беру студентов на производственную практику, поэтому немного знаком с ситуацией.
На встречах студенты часто задают вопрос: как выбрать компанию для трудоустройства, по каким критериям. Речь здесь больше о корпоративной культуре и среде, о системе ценностей, внутренних правилах в компаниях и взаимоотношениях. Все это можно понять только на практике — и вот здесь, я считаю, кроется основная проблема.
Со стороны учебных заведений ведется большая работа, увлеченные педагоги контактируют с бизнесом касательно производственной практики студентов, разрабатываются производственные задания и программы. Но бизнесу, за редким исключением, все это не интересно — отсутствует мотивация.
В Сообществе Логистов Юга России мы провели круглый стол по этому вопросу, даже выезжали в ВУЗы для обсуждения, есть много идей, некоторые сейчас в работе. Просчитываем и моделируем варианты их возможной реализации. И это не про пиар, не про красивые картинки, а про реальный вклад бизнеса в развитие отрасли и качественную подготовку кадров для сферы управления цепями поставок.
Какие советы вы можете дать молодым специалистам, начинающим свою карьеру в цепях поставок?
Алексей:
Прочесть для начала книгу «Цель» Элияху Голдратта, и после прочтения подробнее познакомиться с Теорией ограничения систем (ТОС), которая лежит в основе данного произведения.
И если молодые специалисты дочитали это интервью до конца и готовы применять полученные знания на практике — у них точно впереди большое и интересное будущее в логистике!