Доклад Главного редактора журнала "Тара и упаковка" И.Н. Смиренного на Международной научно-практической конференции "Современные технологии производства картонной тары и упаковки"

 (г.Санкт-Петербург, 11-12 октября 2004 г.)

1. Создание и развитие упаковочной отрасли в России в конце 90-х гг. ХХ в.

В начале 90-х гг., после развала СССР, специалисты по упаковке развитых стран Европы и США (ООН) отнесли Россию к слаборазвитым странам в сфере упаковки.

Первым шагом в развитии этой сферы стало создание в 1990 г. в СССР и ,затем в России, независимого специализированного журнала «Тара и упаковка». В первой половине 90-х гг. ХХ в. учредителям, авторам и партнерам журнала удалось сконцентрировать и консолидировать всех, кто имел отношение к производству и поставкам тароупаковочной продукции в России.

В результате такой консолидации в 1994 г. была создана некоммерческая  ассоциация «СОЮЗУПАК» - организация, на юридической основе объединившая всех кто работает в сфере производства упаковочной продукции.

Именно в этот период специалистами было установлено, что индустрия упаковки представляет собой самостоятельную отрасль экономики и объединяет производителей и поставщиков сырья, дизайнеров и технологов – разработчиков упаковочных материалов и упаковочной продукции, производителей и поставщиков упаковочных и перерабатывающих машин и оборудования, производителей самой упаковочной продукции. Индустрия упаковки тесно связана практически со всеми другими отраслями (потребители упаковочной продукции), с логистикой, транспортом, торговлей, рекламой, экспортом и импортом. Индустрия упаковки способна обеспечивать вторичное использование упаковочных отходов, и таким образом, как оказалось, тесно связана с коммунальным хозяйством.

В течение последующих 10 лет (1994-2004) в Москве, а затем  и в других городах России были организованы специализированные выставки по упаковке. Была учреждена новая специальность по таре и упаковке в Министерстве образования и созданы соответствующие кафедры в университетах Москвы и ряда других городов России, а также введены соответствующие специализации.

В это же время было налажено проведение ряда национальных  конкурсов на лучшую упаковку, на лучшую этикетку, на лучшую студенческую работу в области упаковки, а также ряда конкурсов, проводимых совместно с отраслевыми объединениями предпринимателей.

С середины 90-х гг. ХХ в. были налажены широкие международные связи. Российские упаковщики получили возможности работать со Всемирной Организацией Упаковщиков (WPO), многими европейскими и национальными объединениями и структурами, работающими в сфере упаковки. Таким образом, российская упаковочная отрасль была впервые представлена на международных рынках упаковки. 

В самом конце 90-х годов была создана негосударственная система повышения квалификации специалистов работающих в сфере упаковки. В Москве создан  Музей упаковки. Российские специалисты ежегодно повышают свою квалификацию не только в России, но и за рубежом. Налажена ежегодная система повышения квалификации в ТПП г. Лейпцига не только для групп специалистов по упаковке, но и для групп преподавателей профильных учебных заведений. Ведется подготовка программ для введения курса, связанного с производством, потреблением упаковки и вторичной переработкой упаковочных отходов для средней школы.

Важным итогом этой работы стало признание в самом конце ХХ в. Торгово-Промышленной палатой Российской Федерации - необходимости создания новой отрасли и создание при ТПП РФ Комитета по предпринимательству в сфере упаковки (в 2003 г. преобразован в Подкомитет ТПП РФ по развитию индустрии упаковки). 

Предприниматели, работающие в сфере упаковки и представители некоммерческих объединений в 2002 г. вошли в рабочие группы Совета Федерации Госдумы, по разработке проекта Закона об упаковке и упаковочных отходов.

К сожалению, индустрия упаковки, как самостоятельная отрасль, до сих пор, так и осталась непризнанной со стороны государства.


2. Современный российский рынок бумажной и картонной упаковки и его проблемы 

По некоторым данным сегодня в России приходится в среднем не более 50 кг упаковки на душу населения в год (в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах России – до 80 кг на душу населения в год). Этот показатель в развитых странах Запдной Европы составляет около 170 кг, а в США и Японии – более 200 кг. 

Доля товарооборота в сфере упаковки составляет в России около 18 млрд. долларов в год. При этом мировой товарооборот упаковочной промышленности в 2002 г составлял 785 млрд. долларов. Доля российского упаковочного рынка в мировом товарообороте составляет лишь 2%.

Структура потребления упаковочных изделий по видам материалов в России (по данным «Аберкейд консалтинг») следующая: бумага и картон – 60,9%; полимеры – 22,6%; металл – 11,49%, стекло – 5% и дерево - 0,01%.

Объем потребления бумажно-картонной продукции в России до последнего времени составлял около 18 кг на душу населения (в США – 347 и в Бельгии- 321 кг на душу населения в год.

Несмотря на то, что в сфере производства и поставок упаковочной продукции на сегодняшний день занято огромное число работающих (в стране работают не менее 5 тысяч предприятий, занятых производством и переработкой тароупаковочной продукции, причем 70-80% из них – малые и средние предприятия), до сих пор упаковщики не имеют практически никакой экономической и социальной защищенности. Новая отрасль существует фактически, но пока не существует юридически.

Продолжает оставаться неразвитой законодательно-правовая база в сфере упаковки. Практически отсутствует статистика и, как итог, не развивается аналитика и прогнозирование.  И это в условиях, когда идет процесс образования все новых и новых структур в области производства и поставок упаковочной продукции.


3. Второй этап развития упаковочной отрасли в России (начало 2000-х гг.)

В частности, по этим причинам следующим этапом развития упаковочной отрасли в России стало создание объединений предпринимателей, работающих в различных сегментах упаковочного производства.

В начале XXI века были созданы и начали развиваться: Объединение дизайнеров упаковки и Лига производителей этикеток (на базе НП Центр упаковки, этикетки, дизайна); ассоциация производителей упаковочных и перерабатывающих машин и оборудования «ПАКМАШ»; Ассоциация производителей и поставщиков полиграфических и упаковочных машин; Ассоциация производителей аэрозолей; информационные порталы Интернет «туба.ру» и «Unipack.Ru»  и т.д. 

По мнению экспертов журнала «Тара и упаковка» сегодня есть предпосылки для создания Союза производителей гофрокартонной тары. Такой союз мог бы объединить на некоммерческой основе все фирмы и предприятия, которые перерабатывают гофрокартон. Такой, вполне успешный опыт уже есть на Украине. И наша редакция готова поддержать такое начинание и обеспечить ему информационную поддержку. 

В эти дни проходит международная конференция производителей стеклотары в Кишиневе (Молдова). И есть надежда на то, что и в сфере производства стеклотарной продукции в России в ближайшее время будет создано свое некоммерческое  Объединение предпринимателей. То же самое произойдет в ближайшие годы и в других сегментах упаковочного производства.

Кроме того, создан ряд некоммерческих региональных объединений упаковщиков в регионах России, например, на Урале и в Сибири.

Этот этап характеризуется необходимостью консолидации всех появившихся объединений предпринимателей, научно-исследовательских и выставочных организаций, работающих в сфере упаковки, а также профильных кафедр высших и средних специальных учебных заведений.

С этой целью предлагается создать при Торгово-промышленной палате РФ новую структуру  (Институт упаковки РФ или Федерацию объединений, работающих в сфере упаковки). Такая структура должна объединить все уже созданные и вновь создаваемые объединения предпринимателей, работающие в сфере упаковки  научно-исследовательские, информационно-аналитические и учебные структуры и корректировать их работу. В эту новую организацию должен войти единственный в России Научно-исследовательский институт по таре и упаковке (НИЭКИТУ), расположенный в г. Калуге, а также ряд отраслевых НИИ, связанных с разработкой упаковочной продукции для  своих отраслей, институты Госстандарта и др. В рамках новой организации должен быть создан Координационный выставочный совет (или комитет). Он должен объединить директоров специализированных упаковочных выставок, проводимых в городах и регионах России и координировать сроки их проведения и тематику. Кроме того, при новой организации необходимо создать Межвузовский координационный совет, координирующий работу, и оказывающий поддержку профильным кафедрам высших и средних специальных учебных заведений.

Спасибо за внимание.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости