(г.Санкт-Петербург, 11-12 октября 2004 г.)
1. Создание и развитие упаковочной отрасли в России в конце 90-х гг. ХХ в.
В начале 90-х гг., после развала СССР, специалисты по упаковке развитых стран Европы и США (ООН) отнесли Россию к слаборазвитым странам в сфере упаковки.
Первым шагом в развитии этой сферы стало создание в 1990 г. в СССР и ,затем в России, независимого специализированного журнала «Тара и упаковка». В первой половине 90-х гг. ХХ в. учредителям, авторам и партнерам журнала удалось сконцентрировать и консолидировать всех, кто имел отношение к производству и поставкам тароупаковочной продукции в России.
В результате такой консолидации в 1994 г. была создана некоммерческая ассоциация «СОЮЗУПАК» - организация, на юридической основе объединившая всех кто работает в сфере производства упаковочной продукции.
Именно в этот период специалистами было установлено, что индустрия упаковки представляет собой самостоятельную отрасль экономики и объединяет производителей и поставщиков сырья, дизайнеров и технологов – разработчиков упаковочных материалов и упаковочной продукции, производителей и поставщиков упаковочных и перерабатывающих машин и оборудования, производителей самой упаковочной продукции. Индустрия упаковки тесно связана практически со всеми другими отраслями (потребители упаковочной продукции), с логистикой, транспортом, торговлей, рекламой, экспортом и импортом. Индустрия упаковки способна обеспечивать вторичное использование упаковочных отходов, и таким образом, как оказалось, тесно связана с коммунальным хозяйством.
В течение последующих 10 лет (1994-2004) в Москве, а затем и в других городах России были организованы специализированные выставки по упаковке. Была учреждена новая специальность по таре и упаковке в Министерстве образования и созданы соответствующие кафедры в университетах Москвы и ряда других городов России, а также введены соответствующие специализации.
В это же время было налажено проведение ряда национальных конкурсов на лучшую упаковку, на лучшую этикетку, на лучшую студенческую работу в области упаковки, а также ряда конкурсов, проводимых совместно с отраслевыми объединениями предпринимателей.
С середины 90-х гг. ХХ в. были налажены широкие международные связи. Российские упаковщики получили возможности работать со Всемирной Организацией Упаковщиков (WPO), многими европейскими и национальными объединениями и структурами, работающими в сфере упаковки. Таким образом, российская упаковочная отрасль была впервые представлена на международных рынках упаковки.
В самом конце 90-х годов была создана негосударственная система повышения квалификации специалистов работающих в сфере упаковки. В Москве создан Музей упаковки. Российские специалисты ежегодно повышают свою квалификацию не только в России, но и за рубежом. Налажена ежегодная система повышения квалификации в ТПП г. Лейпцига не только для групп специалистов по упаковке, но и для групп преподавателей профильных учебных заведений. Ведется подготовка программ для введения курса, связанного с производством, потреблением упаковки и вторичной переработкой упаковочных отходов для средней школы.
Важным итогом этой работы стало признание в самом конце ХХ в. Торгово-Промышленной палатой Российской Федерации - необходимости создания новой отрасли и создание при ТПП РФ Комитета по предпринимательству в сфере упаковки (в 2003 г. преобразован в Подкомитет ТПП РФ по развитию индустрии упаковки).
Предприниматели, работающие в сфере упаковки и представители некоммерческих объединений в 2002 г. вошли в рабочие группы Совета Федерации Госдумы, по разработке проекта Закона об упаковке и упаковочных отходов.
К сожалению, индустрия упаковки, как самостоятельная отрасль, до сих пор, так и осталась непризнанной со стороны государства.
2. Современный российский рынок бумажной и картонной упаковки и его проблемы
По некоторым данным сегодня в России приходится в среднем не более 50 кг упаковки на душу населения в год (в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах России – до 80 кг на душу населения в год). Этот показатель в развитых странах Запдной Европы составляет около 170 кг, а в США и Японии – более 200 кг.
Доля товарооборота в сфере упаковки составляет в России около 18 млрд. долларов в год. При этом мировой товарооборот упаковочной промышленности в 2002 г составлял 785 млрд. долларов. Доля российского упаковочного рынка в мировом товарообороте составляет лишь 2%.
Структура потребления упаковочных изделий по видам материалов в России (по данным «Аберкейд консалтинг») следующая: бумага и картон – 60,9%; полимеры – 22,6%; металл – 11,49%, стекло – 5% и дерево - 0,01%.
Объем потребления бумажно-картонной продукции в России до последнего времени составлял около 18 кг на душу населения (в США – 347 и в Бельгии- 321 кг на душу населения в год.
Несмотря на то, что в сфере производства и поставок упаковочной продукции на сегодняшний день занято огромное число работающих (в стране работают не менее 5 тысяч предприятий, занятых производством и переработкой тароупаковочной продукции, причем 70-80% из них – малые и средние предприятия), до сих пор упаковщики не имеют практически никакой экономической и социальной защищенности. Новая отрасль существует фактически, но пока не существует юридически.
Продолжает оставаться неразвитой законодательно-правовая база в сфере упаковки. Практически отсутствует статистика и, как итог, не развивается аналитика и прогнозирование. И это в условиях, когда идет процесс образования все новых и новых структур в области производства и поставок упаковочной продукции.
3. Второй этап развития упаковочной отрасли в России (начало 2000-х гг.)
В частности, по этим причинам следующим этапом развития упаковочной отрасли в России стало создание объединений предпринимателей, работающих в различных сегментах упаковочного производства.
В начале XXI века были созданы и начали развиваться: Объединение дизайнеров упаковки и Лига производителей этикеток (на базе НП Центр упаковки, этикетки, дизайна); ассоциация производителей упаковочных и перерабатывающих машин и оборудования «ПАКМАШ»; Ассоциация производителей и поставщиков полиграфических и упаковочных машин; Ассоциация производителей аэрозолей; информационные порталы Интернет «туба.ру» и «Unipack.Ru» и т.д.
По мнению экспертов журнала «Тара и упаковка» сегодня есть предпосылки для создания Союза производителей гофрокартонной тары. Такой союз мог бы объединить на некоммерческой основе все фирмы и предприятия, которые перерабатывают гофрокартон. Такой, вполне успешный опыт уже есть на Украине. И наша редакция готова поддержать такое начинание и обеспечить ему информационную поддержку.
В эти дни проходит международная конференция производителей стеклотары в Кишиневе (Молдова). И есть надежда на то, что и в сфере производства стеклотарной продукции в России в ближайшее время будет создано свое некоммерческое Объединение предпринимателей. То же самое произойдет в ближайшие годы и в других сегментах упаковочного производства.
Кроме того, создан ряд некоммерческих региональных объединений упаковщиков в регионах России, например, на Урале и в Сибири.
Этот этап характеризуется необходимостью консолидации всех появившихся объединений предпринимателей, научно-исследовательских и выставочных организаций, работающих в сфере упаковки, а также профильных кафедр высших и средних специальных учебных заведений.
С этой целью предлагается создать при Торгово-промышленной палате РФ новую структуру (Институт упаковки РФ или Федерацию объединений, работающих в сфере упаковки). Такая структура должна объединить все уже созданные и вновь создаваемые объединения предпринимателей, работающие в сфере упаковки научно-исследовательские, информационно-аналитические и учебные структуры и корректировать их работу. В эту новую организацию должен войти единственный в России Научно-исследовательский институт по таре и упаковке (НИЭКИТУ), расположенный в г. Калуге, а также ряд отраслевых НИИ, связанных с разработкой упаковочной продукции для своих отраслей, институты Госстандарта и др. В рамках новой организации должен быть создан Координационный выставочный совет (или комитет). Он должен объединить директоров специализированных упаковочных выставок, проводимых в городах и регионах России и координировать сроки их проведения и тематику. Кроме того, при новой организации необходимо создать Межвузовский координационный совет, координирующий работу, и оказывающий поддержку профильным кафедрам высших и средних специальных учебных заведений.
Спасибо за внимание.