Юрий Ступак генеральный директор ТК «Лорри»
Екатеринбург — уже сложившийся торговый и финансовый центр Уральского федерального округа. Но торговлю и финансы вряд ли можно назвать значимыми специализациями города. Они не способны на равных конкурировать с исторически сложившимися отраслями — металлургией, ВПК. Далеко от них не уйти, их необходимо развивать в сторону появления более технологичных переделов.
Но все естественные условия на Урале есть для еще одной специализации — логистики. Она может и должна занять ведущее место в региональной экономике. Крупнейший в России транспортно-логистический хаб — вот какое будущее ожидает Екатеринбург.
Я вижу структуру этого хаба трехуровневой: городские и областные потоки; окружные потоки; межокружные и международные потоки грузов. Логистические объекты должны строиться не абы как, а под конкретные грузопотоки. Например, под городские и областные — относительно небольшие склады, под окружные — крупные комплексы и т. д. И конечно, я рассматриваю все виды транспорта: автомобильный, авиационный и железнодорожный. Они должны быть увязаны между собой.
Но на сегодня никаких предпосылок для такой классификации нет. По одной простой причине — здесь, на Урале, нет никаких международных грузопотоков. Весьма малы потоки и межокружные, и федеральные.
Если мы хотим развивать адекватную логистику, нужно определиться с различными параметрами государственно-частного партнерства — от приоритетов по размещению логистических объектов до полноценной подготовки земельных участков (инженерные сети, связь и т. п.). Государство может и должно участвовать в управлении логистикой и в ее финансировании как ведущей специализации региона. Многое логистические компании могут сделать сами. Многое, но не все.
Например, вопросы, связанные с получением разрешений на строительство, должны решать власти — в режиме «зеленого коридора» и только так. Никаких «обычных» задержек и уж, конечно, специальных придирок допускать нельзя.
Самая сложная работа с властью — у компаний, занятых в международной и межокружной логистике. Этот уровень — наиболее инвестиционно емкий. Я не буду говорить «власти здесь должны создать тепличные условия для бизнеса», чтобы не быть обвиненным в том, что преследую интересы своей компании. Архиважно создавать конкурентную и комфортную среду для всех участников.
Так, финансировать подготовку участков под крупнейшие логистические комплексы, заточенные под потоки третьего уровня, может не только бюджет. Иностранные банки готовы кредитовать под эти цели. Более того, я считаю, именно кредиты должны быть использованы преимущественно. Обоснование банально — банки не дадут слишком много украсть на проекте. Шагом в правильном направлении было бы создание специального АО, которое на этапе строительства таких объектов взяло бы на себя функции генерального заказчика, а впоследствии стало управляющей компанией. Акционерами этого общества могли бы стать госструктуры и региональные логистические компании. Государство будет инвестором, причем его вложения могут быть беспроцентными и возвратными — на срок до 25 лет.
Кроме того, необходимо обозначить степень заинтересованности государства в развитии каждого из уровней логистики — от городского до международного. Цели и задачи нужно закрепить документально, а не только на уровне правильных слов с высоких трибун. Судят по делам. Необходимость преференций для экспортной логистики (например, существенное снижение налога на имущество и земельного налога) надо закреплять. И вот почему: экспортная складская и транспортная логистика — самые уязвимые. Здесь российские компании конкурируют не между собой, а только с иностранным бизнесом. А он живет в более комфортной экономической среде. Так, в Казахстане и налог на прибыль, и НДС существенно ниже российских. В Европе для экспортно ориентированного бизнеса тоже действуют системные преференции.
Я сегодня не вижу в повестке дня темы логистики. И городские, и областные чиновники почти не уделяют ей внимания и никак не выказывают свое отношение.
Для Екатеринбурга и Свердловской области это неправильно и неприемлемо.
Мы говорим об отрасли, где могут трудиться до 150 тыс. человек. С объемом бизнеса в десятки миллиардов рублей, с миллиардными отчислениями в городской и областной бюджеты. У нас есть очень серьезные конкуренты — это и Казань, которая уже объявила себя «Третьей столицей», и Новосибирск. И Челябинск нельзя окончательно сбрасывать со счетов.
Я говорю о Екатеринбурге 2020 г. как о логистическом хабе, где сходятся и расходятся грузопотоки в миллионы тонн и который в состоянии пропускать через себя пассажиропоток в десятки миллионов человек. Об аналоге Московского пассажирского и грузового узла. Это достойная нашего города стратегическая цель. Только вот времени на размышления о ней немного. Пора уже действовать.