*) Продолжение. Начало см. БТИ N12/2002, N N2,3,4/2003 Примечание редактора: в статье используются предложенные авторами сокращения (аббревиатуры). Пояснения даются в тексте.
Л.Б. Миротин, доктор технических наук, профессор
А.Г. Некрасов, кандидат экономических наук, доцент Логистические информационные системы и технологии ИЦП
Основная задача логистической информационной системы-(ЛИС) и ее инфраструктуры - обеспечить эффективную работу логистической цепочки для достижения конечной цели по доведению материального потока (поставки продукции) до конечного потребителя. Это означает, что интегрированная цепочка поставок (ИЦП) должна получить и реализовать необходимые ресурсы от поставщика, обеспечить транспортировку и доставку товара в нужное место и время с минимальными затратами, по выгодной цене, Главной целью ЛИС является обеспечение интегрированной информацией процессов, которые должны отвечать принципам:
- доступности;
- точности;
- своевременности;
- гибкости;
- выявления исключительных (критических) ситуаций;
- соответствующего оформления отчетности.
На рис. 1 показано взаимодействие главной и базовых целей информационного обеспечения логистики, влияющих на формирование и использование информационных ресурсов.
Учитывая, что главная цель рассматривалась выше, остановимся на целях А, В и С, связанных с эффективным функционированием информационного потока, взаимодействием элементов логистических ИТ и оперативным управлением информационным потоком.
Организация эффективного функционирования информационного потока
Информационное обеспечение в логистике играет одну из ключевых ролей. Поэтому менеджеры и специалисты должны помимо основных концепций и способов его применения уметь вырабатывать управленческие решения, связанные с его внедрением и развитием. Ответственность менеджеров в этой сфере предполагает обладание техникой личной работы в информационной среде и умение применения эффективных стратегических решений в масштабе предприятия или транспортно-логистической сети.
Основным побудительным мотивом применения ЛИС на транспорте является повышение производительности интегрированных транспортных систем, получение качественной информации на всех иерархических уровнях, существенное снижение совокупных затрат. Основная идея анализируемой цели А, по мнению классиков интегрированной логистики Д.Бауэрокса и Д.Клосса, заключается в том, что "Удачные фирмы имеют хорошие формальные и неформальные информационные системы, неуспешные компании тратят огромные суммы денег на компьютерные системы, но не знают, как правильно их использовать и выбирать информацию, которую эти системы должны содержать" (Д.Бауэрокс и Д.Клосс. Логистика. Интегрированная цепь поставок. Пер. с англ. М., Олимп-бизнес, 2001).
Авторы названной монографии справедливо подчеркивают: "Фирмы с передовыми логистическими системами считают, что дешевле с помощью информации искать оптимальные решения, чем осуществлять неоптимальное перемещение запасов".
Управление данными в ЛИС обеспечивает все виды операций, необходимых для исполнения заказов по транспортировке грузов, контроля за операциями и оценке их эффективности. В результате формируются два информационных потока: планирование и координация производственной, транспортной деятельности и размещение запасов; оперативная деятельность, связанная с управлением транспортированием и грузопереработкой.
В ЛИС весь ход подготовки и принятия решений является процессом переработки информационного потока. Различают три варианта взаимодействия транспортных и информационных потоков, когда информация опережает, сопровождает, поясняет транспортно-материальный поток.
Опережение информационным потоком материального потока ставит своей целью устранение узких мест в логистическом процессе. Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительное сообщение о предстоящем прибытии груза.
Сопровождение, когда одновременно с транспортным потоком идет информация о количественных и качественных параметрах, позволяет быстро и правильно идентифицировать грузы и направить их по назначению.
Прохождение информационного потока с отставанием от транспортного обычно допускается только для пояснения и оценки последнего. Вслед за транспортным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, претензиях, подтверждающая информация о взаиморасчетах.
Цель информационного обеспечения заключается в том, чтобы получить возможность эффективного управления, контроля и комплексного планирования движения транспортно-материального потока. Все более насущной становится проблема непрерывного учета результатов функционирования системы, что способствует оперативному внесению изменений как в построение, так и реализацию хода интегрированного процесса "поставка-транспортировка".
Информационный процесс реализуется с помощью ИТ со следующими основными функциями: транспортировка потоков информации внутри ЛИС; накопление информации и хранение данных в базе знаний; фильтрация потока - избирательная переработка одних и "фильтр" других информационных данных и сопровождающих документов; объединение и разделение информационных потоков в структуре ЛИС и сетях коммуникаций; различные элементарно-информационные преобразования (копирование, тиражирование информации, обработка и систематизация данных, поиск и выдача информации, создание информационных моделей) и управление информационным потоком; преобразование информации, связанной с осуществлением логистических операций;
В этой связи информационное обеспечение интегрированной логистики должно соответствовать следующим основным требованиям: а) системности обслуживания с учетом характера деятельности потребителей, решаемых ими задач при управлении транспортно-логистическими процессами, качественном удовлетворении информационных потребностей; б) надежности обслуживания, что предполагает обеспечение информацией логистических менеджеров и участников транспортно-логистических цепочек в нужные сроки и в наиболее удобном для них виде; в) полноты информационного обслуживания выполняемых процессов (операций) и доведения необходимой информации до конкретного потребителя; г). дифференцированного подхода, состоящего в том, что каждый потребитель индивидуально обеспечивается информацией, которая способствует решению поставленных задач.
Структура развития логистических услуг на основе использования информации еще несовершенна. По опубликованным данным ИТКОР (института товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков), в России сложилась следующая структура оплаты логистических услуг (%):
- приемка продукции и ответственное хранение - 16,8
- производственные услуги - 36,0
- консалтинговые услуги - 0,2
- информационные услуги - 0,4
- транспортно-экспедиторские услуги - 33,6.
Информационные ресурсы интегрированной логистики с точки зрения организации эффективного функционирования показаны на рис.2 и представлены в виде своеобразного "дерева", состоящего из 12 базовых элементов и отражающего логику процесса.
В недалеком прошлом инфраструктура ЛИС предназначалась для управления логистическими операциями, которые преимущественно связаны с приемом и обработкой заказов в транспортно-логистической системе, доставкой грузов потребителям. Вместе с тем, современные конкурентоспособные ЛИС должны обеспечивать:
- планирование логистических потребностей:
- управленческий контроль;
- анализ решений;
- стратегическое планирование;
- интеграцию с участниками транспортно-логистической цепочки.
Инфраструктура потоков логистической информации, функционирующей в ЛИС, включает такие элементы, как модули, файлы данных, ввод данных, логистические отчеты, коммуникационные каналы.
Потоки логистической информации интегрируются с пятью модулями, отражающими функциональный цикл логистики: получение заказов, обработка заказов, транспортировка, распределение, управление запасами. Коммуникационные каналы обеспечивают взаимодействие всех элементов инфраструктуры ЛИС как между собой, так и с внешними участниками ИЦП.
Информационное обеспечение ИЦП достигает требуемого уровня функционирования при автоматизации логистических информационных процессов. Это предусматривает своевременное обслуживание потребителей достоверной, полной и точной информацией в удобной для восприятия и переработки форме. Автоматизация информационных потоков, обеспечивающая грузовые перевозки в ходе поставки продукции - один из наиболее эффективных компонентов информационного обеспечения логистики.
Современные тенденции управления информационными потоками состоят в замене бумажных перевозочных документов электронными. Вместе с тем, иногда предпринимаются попытки упрощения и автоматизации перевозочных документов, грузовых тарифов, системы взаиморасчетов за перевозки при сохранении устаревшей технологии транспортного процесса.
Помимо применения прогрессивных технологий интегрированной логистики необходимо осуществить комплекс организационно-технических мероприятий: разработать унифицированную для всех видов транспорта систему кодирования грузов, грузоотправителей и грузополучателей, вагонов и других транспортных средств; все виды информации на единицы транспортируемого груза наносить способом, удобным для автоматического считывания современными устройствами распознавания образцов; построить базу данных на основе нормативно-справочной и оперативной информации, которая должна содержать сведения, необходимые для решения задач автоматизации грузовых и коммерческих операций слежения и розыска грузов.
Системное взаимодействие элементов информационных ресурсов логистики
В логистике информация является одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Конкурентоспособность ИЦП достигается при такой ЛИС, которая обеспечивает информационную поддержку и системное взаимодействие:
- базовых логистических операций;
- управленческого контроля; - анализа оперативных и стратегических решений.
На рис.3 представлена иерархическая структура ЛИС, которая содержит пять уровней. На 1-ом (нижнем) уровне ЛИС функциональная система непосредственно обслуживает транспортно-логистические сделки и операции. Она включает прием заказа, распределение запасов, консолидацию грузов, сам процесс транспортировки (отправка и доставка), предоставление информации клиентам о ходе выполнения заказа. Весь функциональный цикл заказа управляется с помощью оперативной информации. Учитывая большой поток данных и операций, существенное значение имеет производительность информационных систем.
На 2-ом уровне осуществляется логистическая координация входящих и исходящих потоков. Подсистема учитывает ограничения и загрузку транспортных мощностей, взаимоувязку производственных, складских и транспортных ресурсов, а также потребности производства и снабжения.
На уровне "Управленческий контроль" (3-й уровень) происходит оценка результатов функционирования транспортно-логистического процесса (ТЛП). На основе полученных результатов менеджер по логистике осуществляет оценку экономической эффективности, оценку уровня сервиса и качества предоставленных транспортных услуг, пропускной способности системы и др.
На уровне "Анализ решений" (4-ый уровень) происходит анализ и оценка всех возможных последствий для всей логистической системы. Стандартные объекты анализа:
- маршруты и графики движения транспортных средств:
- стратегический анализ и управление затратами;
- управление запасами;
- конфигурация логистической сети;
- интеграция/использование логистических посредников в цепочке поставки и транспортировки.
Ценность четвертой позиции определяют ее характеристики. Она способствует проверке и настройке программы системы на любой период времени. Блок "Анализ решений" осуществляет координацию логистических функций на основе аналитической обработки информации, проводит в жизнь планы, намеченные в ходе стратегического планирования, Его ключевая роль - функция "переключения" режима ускорения или замедления темпов развития ИЦП, "слежения" за стратегической целью. Именно четвертому уровню принадлежит исключительная роль в аналитической поддержке реализации всего логистического потенциала и ресурсов участников ТЛП.
Последний (пятый) иерархический уровень "Стратегическое планирование" связан с информационной поддержкой по разработке и совершенствованию логистической стратегии. Управленческие решения носят долговременный характер и связаны с
- развитием рыночных возможностей;
- созданием стратегических альянсов;
- стратегией логистического менеджмента.
Для стратегического планирования требуется информация, поступающая от предыдущего уровня системы. Она поступает через фильтр "Анализ решений" и находит отражение в хозяйственных планах на основе оценки и сопоставления альтернативных стратегий.
Инфраструктура логистической информационной системы
Материально-технологическую базу ИЦП составляют технические средства (ТС) и программное обеспечение (ПО), необходимое для оперативного управления логистическими операциями и обеспечения контроля и оценки результатов. (см. рис 4.)
Технологическое оборудование составляют ПК, содержащие устройства хранения информации и устройства ввода\вывода данных. Другой блок - программное обеспечение (ПО), содержащее системные и прикладные программы. ПО обеспечивает информационную поддержку системы обслуживания сделок и операций, координацию транспортно-материальных потоков, стратегическое управление и др.
Материально-технологическая база ЛИС позволяет обеспечить: скоординированную и интегрированную работу ЛИС, т.е. минимальный стандарт качества функционирования системы; быстрое и бесперебойное движение информации о доходах и затратах, контроль за выполнением бюджетных статей; интеграцию информации с целью уменьшения числа ошибок и временных задержек в проведении логистических операций.
Решение вопросов системного взаимодействия элементов ЛИС можно проследить на примере поставок грузов на железнодорожном транспорте.
В результате автоматизации операций по оформлению перевозочных документов и отчетов на железнодорожном транспорте существенно упрощается процедура приема и выдачи грузов, отпадает необходимость выполнения ряда операций, в том числе составления перевозочных документов на бумажном носителе, визирования накладной в форме разрешения на перевозочном документе, оформления накладной после приемки груза к перевозке и многого другого.
Главный принцип безбумажной технологии грузовой и коммерческой работы при осуществлении перевозочного процесса состоит в том, что с момента поступления грузов на железную дорогу до момента выдачи вся информация находится в памяти ЭВМ. Процесс перемещения грузов по железной дороге моделируется движением данных по массивам памяти в привязке к станциям отправления, назначения, сортировочным станциям. Таким образом, формируется глобальная динамическая информационная модель движения транспортно-материальных потоков (рис.5).Информационная модель в начале строится на станции отправления с передачей данных в И ВЦ дорожного отделения. При передаче груза на станцию назначения формируется информационная модель его переработки в ВЦ станции по элементам технологического процесса. В ГВЦ строится динамическая информационная модель по элементам транспортной сети для дорог, сортировочных и грузовых станций.
Заявка на перевозку груза в виде запроса передается отправителям по каналам связи ВЦ станции. При получении визы на перевозку в памяти ЭВМ формируется информация о грузе.
Далее груз доставляется на транспортно-складской комплекс. После его приема и размещения в файле хранения информация о грузе вновь передается оператором в ВЦ станции, сравнивается с имеющимися данными и при их совпадении поступает в следующий массив памяти - "ожидание погрузки". С этого момента начинается электронный учет принятого груза. Сигнал об изменении состояния груза передается в ЭВМ в виде кода. Дополнительная информация при приемке груза автоматически считывается с маркировки, нанесенной на груз в виде штрихового кода.
В момент начала погрузки в ЭВМ поступает сигнал, и информация о грузе передается из массива памяти "Ожидание погрузки" в массив "Погрузка". По сигналу завершения погрузки данные передаются из массива "Погрузка" - в массив "Ожидание уборки". Автоматическое устройство считывает шифр-номер вагона, и информация через видеотерминал одновременно с сигналом об окончании погрузки передается в ЭВМ.
По сигналу об окончании уборки вагонов информация о вагоне и грузе передается из массива "Ожидание уборки" в массив "Ожидание формирования". В итоге всей описанной процедуры завершается учет грузов.
Рисунок
- Рис.1. Цели использования информационных ресурсов интегрированной логистики
- Рис.2. Информационные ресурсы логистики: организация информационного потока
- Рис.3. Структура системного взаимодействия иерархических уровней ЛИС
- Рис.4. Материально-технологическая база ЛИС
- Рис 5. Динамическая информационная модель взаимодействия при перевозке грузов на железной дороге.
Материалы доступны в бумажной версии издания