ПРОБЛЕМА СТЫКА, ИЛИ НА СТЫКЕ ПРОБЛЕМ?

Логистика укрепляет слабое звено: границы между транспортными системами

Впоследнее время ряд транспортных операторов провели самостоятельные исследования потенциала российского рынка логистических услуг. Увеличилось также количество проводимых международных семинаров и выставок, посвященных внедрению логистических технологий в России. Это указывает на очередной виток интереса к транспортной логистике, причем она все чаще рассматривается как часть общей логистической системы предприятий.

Железнодорожники "оцифровываются" первыми

Показательно, что в конкурсе на лучший уровень логистического сервиса в России, который провели с помощью компании "КИА-центр", на первом месте в рейтинге по результатам 2002 года оказался именно железнодорожный оператор - компания "ЮниТранс". Отечественные железнодорожники одними из первых продвинулись в освоении логистических технологий. Напомним о самых последних успехах российских стальных магистралей.

В конце прошлого года министерство путей сообщения России и компания "ТрансТелеКом" сообщили о появлении новой услуги для железнодорожных перевозчиков - о разработке и внедрении "Электронной товарной накладной". В стране насчитывается более 400 тысяч грузоотправителей. Сейчас на выдачу им разрешения на отправку груза уходит не менее трех дней, а на международных направлениях - до пятнадцати суток. Новая услуга сократит процесс до нескольких часов.

По договоренности между МПС и Минтрансом РФ (решение расширенного заседания коллегии от 29 ноября 2002 года) в стране создаются логистические центры, которые помогут улучшить взаимодействие систем управления железнодорожным и морским транспортом, что облегчит пользователям доступ к электронной сети "порт - железная дорога". Это один из шагов к созданию единого информационного пространства российской транспортной системы. Следующий шаг должна сделать отечественная таможня.

Таможня обещает многое

В ГТК России говорят, что пытаются ускорить оформление грузов на границе. А куда деваться, если партнерство между таможней и деловыми кругами еще в 1999 году записано одним из главных принципов "Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур", которая легла в основу нового "Таможенного Кодекса России".

Это заставило изменить технологию предоставления услуг экспедиторам. Теперь в зависимости от их репутации грузам предоставят разные коридоры прохождения через границу - "красный", "желтый" и "зеленый". "Зеленый свет" включат только добросовестным участникам ВЭД, чья таможенная история ясна и прозрачна: для них контрольные процедуры сведут к минимуму.

В ноябре 2002 года впервые в истории таможенной службы России была опробована система электронного декларирования с электронной цифровой подписью. Разработку программного обеспечения по заказу ГНИВЦ ГТК выполнил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет. Для защиты такой подписи используется криптосистема "КриптоПро". В шведской компании "Tetra Pak" (ее груз был первым, который ввезли в Россию с электронной подписью) высоко оценили этот почин, однако при этом заметили, что пройден пока только первый этап. В дальнейшем предполагается широко внедрить полный цикл электронного декларирования с переходом на безбумажные технологии.

В прошлом году в ГТК РФ попытались усилить таможенную инфраструктуру. В первую очередь постарались укрепить автомобильные пункты погранпропуска. Пока только десять из них соответствуют современным требованиям.

Параллельно стремятся улучшить взаимодействие и с таможенными брокерами. В этом смысле интересен опыт погранпункта Ивангород, где въезжающие в Россию из Эстонии грузовые автомобили проходят предварительные операции по таможенному оформлению. На эстонском терминале таможенный брокер заносит информацию о грузе и транспортном средстве в базу данных и в электронном виде передает ее российскому коллеге на таможенном посту. Тот оценивает готовность груза к соответствующему оформлению. Если с документами все в порядке, транспортное средство с грузом въезжает на российский таможенный пост. Если груз не готов к пересечению границы - владелец получает информацию о том, какие документы у него не в порядке, поэтому заранее имеет возможность до въезда в Россию подготовить их. И вот результат: за последние пять месяцев работы по такой технологии грузовиков через границу прошло на 66 процентов больше. А ведь пока по-новому таможня работает только на въезд, и только с эстонскими грузоперевозчиками - которые оформляют грузы по процедуре МДП. В феврале 2003 года в эксперимент включена Кингисеппская таможня - обслуживать вывоз товаров из России. Опытом российских таможенников заинтересовались в Финляндии.

Железнодорожные международные погранпункты укрепляются таможней при участии стальных магистралей. В частности на Северо-Западе РФ на переходе с Эстонией (Печоры-Псковские) опробован целый ряд новых технологий, которые потом намечено распространить и на другие пункты пересечения госграницы (Ивангород, Бусловская, Светогорск, Вяртсиля, Килиярви). Речь идет о системе освещения, смотровых переходах и промышленном телевидении. В Печорах, например, устанавливается восемь мониторов, с которых можно разглядеть лица людей, подходящих к досматриваемому поезду. Обустройство важнейших пунктов погранпропуска Октябрьской железной дороги (а это треть от всех имеющихся на территории России) намечено завершить в 2004-2005 годах.

В Дальневосточном таможенном управлении планируют закупить в КНР первые два комплекта инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК): один для Приморья, другой - для западной границы России. ИДК давно используется на Западе для автоматизации досмотра контейнеров, перемещаемых различными видами транспорта. На Дальнем Востоке новый комплекс хотят разместить в ангаре с досмотровым залом площадью около 800 квадратных метров. Аппаратура включает в себя рентгеноустановку, которая сканирует вагон или фургон за 45 секунд.

Ряд мер предусматривается для сокращения погранпроцедур на международных стыках "Второго европейского коридора". Они выработаны на встрече руководителей железных дорог Белоруссии, Германии, России и Польши, которая проходила 4 марта 2003 года в Берлине. Стороны договорились вдвое увеличить долю железнодорожных грузоперевозок в общем объеме доставок товаров по указанному направлению. Для этого необходимо ввести системы электронной передачи информации; модернизировать подвижной состав, включая возможность перехода на системы автоматического изменения ширины колеи; снизить стоимость перевозок. Многое будет зависеть от того, как наладят взаимодействие таможенники России и Белоруссии: нет смысла ускорять перемещение грузов, внедряя автоматически меняющие ширину колеи вагонных колесных пар специальные тележки, если состав потом простаивает под таможенными операциями...

Логистика под крышей

В ряде регионов пытаются улучшить работу своих логистических центров. Первый такой опыт имеется в Санкт-Петербурге. Однако фирма "Ардис", которая взялась за проект, не смогла выйти на тот высокий уровень, который необходим сегодня. Не случайно в Минтрансе РФ стали искать другие пути создания базового логистического центра. В первую очередь взоры обращены к Приморью, где в 2003 году откроется подобный комплекс для координации транспортной системы края, модель работы которого министру транспорта России Сергею Франку показалась перспективной.

Рост спроса на логистические услуги привел к тому, что в ряде регионов их соединили со складским хозяйством. В Санкт-Петербурге уже действуют несколько логистических складов с развитыми телекоммуникационными системами. В основном они ориентированы на автотранспорт. В 2004 году их дополнит комплекс "Осиновая роща" общей площадью до пятнадцати гектаров, со стоянкой для грузовиков и складами, включая рефрижераторный.

Развиваются аналогичные проекты и в других регионах. В Ленинградской области ЗАО "Астрос Логистик Центр" строит подобный объект для проведения логистических операций. В Новгороде ЗАО "Вельц" в феврале 2003 года открыло такой терминал на площади в два с половиной гектара и со складом на четыре тысячи паллето-мест. Инвестиции в проект составили два миллиона долларов. Склад укомплектован оборудованием шведской фирмы "BT". Рядом - таможенный терминал.

Определена площадка для строительства международного транспортно-логистического центра в Екатеринбурге площадью в семь гектаров с участием голландских и финских инвесторов, при поддержке ОАО "Уралмаш" и ГУП "Ростек-Урал".

Ряд проектов реализуются в Московской области. Один из них предполагает создание "сухопутного порта" - то есть логистического регулятора морских линейных перевозок. На первом этапе он должен обслуживать новый контейнерный маршрут Санкт-Петербург-Ильичевск. Заместитель министра транспорта России Чингиз Измайлов полагает, что комплекс окажется полезен и для развития коридора "Север-Юг" через Астрахань...

Есть примеры создания логистических комплексов и для перевалки грузов в вагоны. Один из них успешно действует в Санкт-Петербурге. А недавно ЗАО "СП Евросиб СПб" объявило о намерении построить здесь же, вблизи железнодорожной станции Предпортовой, новый терминал для ежегодной переработки 200 тысяч тонн грузов и 55-ти тысяч TEU. Три подъездных пути соединят терминал с Предпортовой, обеспечив прямой выход в Автово: то есть практически вплотную к причалам ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". В первую очередь планируется строительство контейнерной площадки (2003-2004 годы). На втором этапе - сооружение отапливаемых складов площадью пять гектаров (2004 год).

Однако по оценкам специалистов, России требуется в десятки раз больше подобных логистических комплексов. Для сравнения: в маленькой Латвии насчитывается около 150-ти таможенных складов с элементами логистики...

Опыт соседей

В странах Балтии стимулом для внедрения новых высоких технологий на транспорте служит подготовка к вступлению в Евросоюз, к ограниченному вхождению в его единое транспортное пространство.

Наметилась характерная тенденция: ряд крупных транспортных компаний создают свои центры услуг логистики. Например, от литовской стивидорной компании "KLASCO" отпочковалась дочерняя фирма "BLC", которая активно внедряется на рынок экспедиторских услуг.

В целом же процесс стыковки национальных транспортных сетей этих государств с Европой ожидается длительным. Пока в этом плане реализуются лишь точечные проекты. Скажем, в Литве в 2000 году на литовско-польской границе (станция Моцкава) смонтировано автоматическое устройство по изменению ширины колеи вагонных колесных пар для беспересадочной поездки пассажиров на поездах "Вильнюс-Варшава". Потом стали испытывать новые соединения товарных вагонов. Укрепляются системы телекоммуникации для информационного сопровождения грузов...

В странах Балтии хотят сохранить за собой роль посредников между Россией и Европой. Для этого предложен целый ряд проектов. Например, в 2003 году "Parme Trans AS" и "Эстонская ассоциация международных автоперевозчиков" (ERAA) собираются реализовать два проекта по строительству таможенных терминалов на российской территории. Терминал в Печорах позволит избежать простоев на границе: машины с грузом не придется ставить под арест на СВХ на полгода "до выяснения обстоятельств" - можно будет оставить на складе проблемный груз, не задерживая сам транспорт. Кроме того на терминале под присмотром таможни можно будет провести переоценку перевода грузов на трейлеры со старых машин российских перевозчиков, которым путь в Европу заказан из-за ужесточенных требований международных конвенций. По предварительной оценке, в строительство таможенного терминала в Печорах потребуется вложить минимум один миллион долларов. Второй терминал со складом на четыре тысячи квадратных метров, расположенный на площади в семь гектаров, обойдется еще дороже - в три с половиной миллиона долларов.

Осенью 2003 года "Eesti Raudtee AS" планирует пустить контейнерный поезд направлением Таллин (порт Мууга)-Москва. Руководитель отдела "Ассоциации международных автоперевозчиков Эстонии"(TIR) Лаури Лусти считает, что эти планы могут осуществиться, если только железнодорожникам удастся наладить логистический сервис. В противном случае им будет сложно конкурировать с автотранспортниками, которые способны доставить товар по аналогичному маршруту гораздо быстрее и без проблем. Директор "Jensen Eesti AS" (Chr) Леонид Краснодубский подсчитал, что перевозить по стальным магистралям контейнеры дешевле на 30-40 процентов. Однако поезд дольше стоит на границе, чем автомобиль. Иногда это длится больше недели - существенный "минус" проекту, который сдерживает формирование контейнерных поездов и на других направлениях.

Итак - очевидно: транспортная логистика наиболее эффективна, так как помогает укрепить работу на стыках системы грузоперевозок.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости