Красноярский и Новосибирский край борются за право стать первым мультимодальным транспортным центром России
На этой неделе губернатор Красноярского края Александр Хлопонин встретился с министром транспорта России Сергеем Франком и обсудил с ним вопрос о создании в крае мультимодального транспортного узла. Правда, на статус мультимодального узла претендует также Новосибирск. Цена вопроса для обоих регионов - лидирующее положение в привлечении транзитных рейсов из Европы в Китай, Японию и страны Юго-Восточной Азии. По мнению экспертов, сделать выбор в пользу того или иного города можно лишь на основании серьезных экономических исследований, которых пока проведено не было. Однако уже сейчас, по словам красноярского губернатора Александра Хлопонина, "федеральный центр сталкивает между собой Красноярск и Новосибирск с точки зрения сибирского центра транспортной логистики".
Идея создания в Сибири мультимодального транспортного узла, который бы мог обеспечить оперативное взаимодействие разных видов транспорта и высокий уровень логистических технологий, вынашивается уже давно. Появление подобного центра в одном из транспортных узлов, исторически сформировавшихся на Транссибе, может, по мнению экспертов, исправить сложившийся "перекос" транспортной системы России в западном направлении. Дело в том, что низкий уровень интеграции транспортных служб на восточном направлении перевозок приводит к постоянным задержкам и простоям грузов, поэтому перевозчики предпочитают при возможности использовать для транспортировки своих товаров более оснащенные балтийские порты. Все это ведет к тому, что год от года развивается и модернизируется западное направление перевозок, тогда как потенциальные возможности Транссиба в восточном направлении остаются неиспользованными.
Предлагаемая Минтрансом концепция строительства мультимодального логистического центра предполагает прежде всего развитие инфраструктуры - строительство новых дорог, причалов и аэропортов, а также организацию современных распределительных центров и хранилищ. "Концепция организации мультимодального логистического центра предполагает развитие трех составляющих: инфраструктуры, технологий (в том числе информационных и складских) и кадров, - сказал RBC daily директор по консалтингу компании "КИА-Центр" Александр Ахметзянов. - Практическое воплощение этой концепции может быть, к примеру, таким. Строится протяженный современный терминал на берегу Енисея, к нему подводятся хорошие автомобильные дороги, рядом проходит Транссиб, возможно, даже строится новый аэропорт. При высоком уровне применяемых технологий можно будет обслуживать в одном месте сразу четыре вида транспорта".
Появление подобного терминала в городе - огромное подспорье для местного бюджета, прежде всего за счет расширения объема перевозок и увеличения поступлений от доходов транспортных компаний, а также сборов от растаможивания грузов. К примеру, на данный момент бюджет Красноярского края теряет существенную часть доходов из-за того, что большая часть грузов, ввозимых в край, оформляется в Новосибирске и Иркутске. "Продукция, ввозимая в край, часто оформляется в Новосибирске, Иркутске, поэтому мы теряем деньги, а также не можем посчитать объем импортируемых товаров", - заявил недавно Александр Хлопонин. Кроме того, появление в городе такого крупного транспортного объекта имеет социальное и в какой-то степени политическое значение: создание большого числа рабочих мест, безусловно, поднимет рейтинг любого губернатора.
Что же касается конкурентных преимуществ двух регионов, то, как отмечают эксперты, Красноярск и Новосибирск находятся во многом в сходном положении. "Оба этих города расположены рядом, на Транссибе, развитие автомобильных дорог и в Красноярске, и в Новосибирске одинаково ужасное, плохо развито и внутриконтинентальное водное сообщение, - говорит Александр Ахметзянов. - Красноярск имеет некоторое преимущество в авиации, так как "воздушный" узел тут развит лучше, чем в Новосибирске, однако и он нуждается в серьезной реконструкции". Правда, судя по развитию оптовой торговли, строительство мультимодального центра все же более оправдано в Новосибирске. "Подобные центры нужны прежде всего для сферы торговли, - говорит Александр Ахметзянов. - По обороту оптовой торговли, включая и промышленные товары, Новосибирск опережает Красноярск почти в 3 раза (8058, 9 млн руб. против 3379, 1 млн) по данным на февраль этого года".
Впрочем, пока чиновники на федеральном уровне пытаются сравнить преимущества двух регионов, "подковерная" борьба между частными новосибирскими и красноярскими компаниями уже идет. Так, активно конкурируют две базовые авиакомпании регионов - "Сибирь" и "КрасЭйр". Как отмечают аналитики, авиаперевозчики активно перенимают друг у друга маркетинговые идеи: не успела "КрасЭйр" ввести схему продажи билетов в кредит, как тут же подобная услуга появилась и у "Сибири". Правда, в отношении сотрудничества с местными властями два перевозчика ведут кардинально разную политику. Если "КрасЭйр" делает ставку на власть, которая сохраняет свое представительство в совете директоров, то "Сибирь", напротив, всячески открещивается от участия государства в управлении компанией и в совет директоров "Сибири" по итогам последнего годового собрания не вошел ни один представитель государства. Такие действия могут в итоге дорого обойтись "Сибири" и обострить конфликт вокруг ее базового аэропорта Толмачево.
Более того, красноярская авиакомпания пытается использовать этот конфликт, чтобы взять под свой контроль воздушный транзит. На прошлой неделе новый гендиректор Толмачево Андрей Лобкин рассказал о том, что рассматривает вопрос о расширении сотрудничества с "КрасЭйр". "Был предложен проект по созданию на базе Толмачево сдвоенного хаба, - заявил г-н Лобкин. - Свое предложение красноярцы мотивировали тем, что их аэропорт исчерпал пропускные возможности, транзитные потоки перегружают его. Поэтому предполагается перевести часть транзитного пассажиропотока в Толмачево".
На данном этапе однозначно определить, какой из городов "больше достоин" оттянуть на себя бюджетные средства, которые будут выделены на реализацию концепции, по мнению экспертов, нельзя. "Все зависит от того, какой фактор будет выбран определяющим, - говорит Александр Ахметзянов. - Например, если чиновники будут выбирать город в зависимости от сроков окупаемости проекта, то, видимо, стоит выбрать Красноярск, где собираемость налогов в 2, 5 раза выше, чем в Новосибирске". Впрочем, как отмечают аналитики, без проведения серьезных экономических исследований любой выбор будет "случайным" и основанным скорее на политических возможностях каждой из сторон. В этом отношении Красноярский край находится в более выгодном положении, так как позиции нынешнего губернатора Александра Хлопонина достаточно стабильны как на федеральном уровне, так и в Сибирском округе, чего нельзя сказать о губернаторе Новосибирской области Викторе Толоконском.
Впрочем, как полагают специалисты, даже серьезное политическое лобби вряд ли сможет стать решающим фактором в реализации столь амбициозного и дорогостоящего проекта, как строительство мультимодального транспортного узла. "Пока этим проектом не заинтересуется бизнес и не решит инвестировать в него серьезные средства, никакого "мультицентра" не будет, - говорит Александр Аметзянов. - У госчиновников в лучшем случае найдутся деньги, чтобы отремонтировать дороги или построить новый порт, а этого явно недостаточно, чтобы претендовать на мультимодальность".
Отдел экономики