БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ в России СТАЛО модным, НО ПРОДОЛЖАЕТ БЫТЬ ДОРОГИМ
Любопытно, но оказалось, что знаменитый ленинский лозунг "Учиться, учиться и учиться", обращенный к социалистическим массам, как нельзя лучше подходит для масс капиталистических. Или, вернее, для тех, кто этот капитализм продолжает упорно строить на российской земле. В начале 90-х специальное бизнес-образование было необходимо тем, кто начинал предпринимательскую деятельность, поставив крест на специальности математика, инженера, учителя или химика. В наше время бизнес-наук взыскуют те, кто уже получил базовое экономическое образование: чтобы стать управленцем высокого уровня, одних фундаментальных знаний уже недостаточно. Особенно если речь идет о специальностях на стыке юриспруденции, экономики, финансов и социальной работы.
Самые лучшие инвестиции
Разные запросы сформировали и разные формы бизнес-образования, а поле сегодняшних предложений - огромно, если судить по тому же спаму, который ежедневно приходит на наши компьютеры. Каждое третье письмо - о семинарах, тренингах и лекциях, так или иначе связанных с бизнесом. Как говорится, были бы время и деньги, если учесть, что инвестиции в собственное образование приносят самую большую выгоду. Конечно, речь идет о грамотных вложениях, поскольку, если одному важно научиться харизматическому управлению, то другой для дальнейшего развития нуждается в дополнительных знаниях о маркетинговых исследованиях. Выбрать нужный курс - уже половина успеха.
Оказаться за партой можно по собственному желанию, если сам человек понимает, что нуждается в дополнительных знаниях. Именно с этого и начиналось становление российского бизнес-образования. Но активно развиваться оно начало только тогда, когда руководители фирм и компаний стали активно отправлять за эту самую парту своих сотрудников. Причем, как правило, оплачивая им обучение. Сейчас все чаще используется форма, принятая на Западе, - когда тренинговая или консалтинговая фирма готовит и устраивает занятия непосредственно "под клиента". Пионерами такой формы выступили крупные западные компании.
Тот, кто заботится о себе сам, должен понимать, что каждый вид бизнес-образования предполагает различные принципы обучения, продолжительность и, конечно, стоимость.
Поможем братскому народу
Самыми дорогими, бесспорно, считаются программы MBA (Master of Business Administration). Полный курс длится, как правило, около двух лет и может стоить несколько десятков тысяч долларов (обучение в лучших западных школах - до 100 тысяч долларов). Предназначены они для амбициозных и образованных людей, которым не хватает знаний для того, чтобы стать управленцами высшего звена. И если в середине 90-х за этими знаниями надо было ехать на Запад, то сейчас школ МВА немало и в России. Бывает, что обучение оплачивает непосредственно руководство компании (или, по крайней мере, предоставляет выгодный кредит) - это в том случае, если оно нуждается в специалисте такого уровня. Но часто речь идет о личном желании "вырасти" на порядок. В этом случае главное - потратить немалые деньги с умом. Официальных рейтингов в нашей стране еще не существует, и пока есть смысл ориентироваться на те, что составляет РБК, - здесь в тройке лидеров уверенно держится Институт бизнеса и экономики АНХ при Правительстве РФ (California State University - Hayward), Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ и "МИРБИС".
Кроме денег, занятия в школе МВА требуют огромной воли - ведь и при дневной, и при вечерней и даже при популярной сейчас (и не такой дорогой) дистанционной форме обучения придется напряженно учиться. Не только в течение 700 положенных часов, но и самостоятельно.
Кстати, не так давно в России появился некий гибрид - мини-МВА, хотя профессионалы уверены, что за 192 часа (а именно столько продолжается обучение в этой школе) профессионалом не станешь.
Дешевле, совсем дешево, бесплатно...
Тем не менее именно в течение 4 - 9 месяцев длится так называемая профессиональная переподготовка. К примеру, Московская академия предпринимательства за 930 у.е. и 9 месяцев (500 часов) готова составить альтернативу любой школе МВА. А за юо часов и 300 у.е. - повысить квалификацию тем, кто занимается выставочной или таможенной деятельностью. В институте "МИРБИС" курсы повышения квалификации длятся 1, 5 - 2 месяца. За это время можно изучить управление персоналом, современные методы предпринимательской деятельности, маркетинг, управление предприятием и логистику. Программа профессиональной переподготовки длится 4 - 6 месяцев - к примеру, курс "Менеджмент в коммерческой деятельности" или "Маркетинг: стратегическая устойчивость предприятий на конкурентном рынке".
Проблема подобных форм обучения только в том, что они достаточно длительные, а серьезный качественный скачок все же не гарантируют. К тому же дают скорее теоретические знания.
С развитием Интернета все большей популярностью стали пользоваться различные дистанционные программы. Это особенно удобно для тех, кто не живет в Москве и Питере: на просторах России бизнес-обучение пока развивается не так быстро, как в "столицах". Главная проблема таких курсов - самоорганизация. Одно дело идти на занятия по точному расписанию, другое - заставить себя (как правило, после работы) сесть к компьютеру и заниматься. К тому же такое обучение стоит значительно дешевле, даже если речь идет о дистанционном обучении в школе МВА.
Самыми, пожалуй, интересными курсами считается проект СДБО - система дистанционного бизнес-образования. Это вообще бесплатная (!) возможность повысить квалификацию. Совместный проект "Альянс Медиа", Международного института менеджмента ЛИНК и Госакадемии инноваций был создан при поддержке Правительства Москвы в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства.
В главной роли
Но в наш мобильный, и в прямом и переносном смысле слова, век наибольшим спросом пользуется то, что длится недолго и выглядит нестандартно. Одно время это были только семинары, теперь в моде всевозможные тренинги. Специальные упражнения, которые моделируют различные ситуации, позволяют не только обсуждать приемы эффективной работы, но и самостоятельно попробовать их в режиме деловой игры, ситуационных заданий или ролевых упражнений.
Тем не менее и семинары никуда со сцены российского образования не уходят - трудно себе представить ролевые игры, когда речь идет о российском законодательстве или особенностях ведения бухучета. Обычно семинары по конкретной теме проводят в течение 1 - 3 дней, хотя встречаются и двухнедельные курсы для специалистов определенных направлений. Краткосрочные тренинги (1 - 2 дня) предназначены для выработки определенного навыка, необходимого для конкретной профессиональной деятельности. Специальные консалтинговые программы, предназначенные для конкретного клиента, длятся около месяца (а то и больше) и призваны решать конкретные задачи. Именно эти краткосрочные программы позволяют оперативно решать те задачи, которые стоят перед реальным бизнесом и реальными людьми.Специалисты различают два основных типа тренингов: сборные и корпоративные. Первые собирают сотрудников различных предприятий, а участниками корпоративных тренингов становятся работники только одного предприятия. Случается, что занятия проходят в пансионатах, и даже в тех, что расположены у моря. Но в последнем случае важно знать, что данные курсы - серьезное мероприятие, и вас скорее везут искушать морем, чем развлекаться - за немалые деньги, предназначенные для учебы.
И если курс бизнес-обучения даст вам знания, необходимые для дальнейшего роста, деньги на отдых у моря у вас обязательно будут.