"БалтТрансСервис" - один из крупнейших железнодорожных перевозчиков, работающих на территории России, стран СНГ, Балтии и Европы.
Генеральный директор компании Владимир Прокофьев поделился с корреспондентом "ДЛ" своими взглядами на современное положение дел в железнодорожной отрасли.
"ДЛ": Как вы оцениваете ход реформы? Какую роль предстоит играть МПС в новой системе координат?
- Первый этап реформы завершился образованием ОАО "РЖД". Практически с тем же штатом и тем же имуществом, которое было когда-то у МПС. С одной лишь разницей: ОАО "РЖД" стало коммерческой структурой.
МПС превратилось в учреждение с небольшим штатом и не очень понятными функциями. Однако для нормальной работы отрасли такая структура сегодня необходима. Министерство должно принять на себя контрольные, регулирующие функции: выдавать лицензии на различного рода деятельность, следить за равномерностью цен на услуги, тарифы и т.п.
"ДЛ": Насколько изменилась ситуация на рынке перевозок после образования ОАО "РЖД"?
- ОАО "РЖД" пытается сегодня занять все ниши - как в перевозках, так и в услугах. Появляются новые формы конкурентной борьбы, с которыми мы раньше не сталкивались. Например, в октябре 2003 года ОАО "РЖД" повысило тариф на перевозки в собственных и арендованных цистернах на 12%. Только после обращений владельцев подвижного состава в соответствующие инстанции это решение было признано неправомочным и отменено в январе 2004 года.
Второй пример - неограниченный рост стоимости услуг. Например, по нормативам каждый вагон должен ежегодно проходить деповской ремонт, иначе он не имеет права выходить на пути. Если 2,5-3 года назад такой ремонт обходился в 300-350 долларов, то сейчас зашкаливает за тысячу. При этом вагоноремонтные депо являются собственностью РЖД и приватизации пока не подлежат.
Аналогичная ситуация с арендой цистерн. Цена начиналась с 11 долларов в сутки, а сегодня достигла 25 долларов.
Для того чтобы бизнес вкладывал деньги в железнодорожную систему, нужны понятные, равные для всех правила. Это касается и ремонта, и цен на вагоны, и тарифов на перевозки.
"ДЛ": Каковы итоги работы вашей компании в минувшем году?
- Мы вышли на объем перевозок нефтепродуктов почти в 2 млн. тонн в месяц. Это примерно 10% от объемов РЖД. Парк цистерн компании достиг 10 тысяч, еще около 2500 цистерн арендуем у РЖД. Все цистерны РЖД - сильно изношены, подолгу стоят в ремонте и, следовательно, более затратны. Поэтому наше стремление иметь собственный подвижной состав - вполне естественно. В планах к концу года полный отказ от использования парка РЖД и замещение его собственным и арендованным у фирм-партнеров.
Более того, получив статус перевозчика, мы планируем еще и приобретение локомотивов.
"ДЛ": Это решение поддерживает ваш владелец - компания "Северстальтранс"?
- Мне не пришлось долго убеждать "Северстальтранс" в том, что локомотивы нужны. Там работают прогрессивные люди, хорошо понимающие ситуацию. В этом году мы планируем приобрести минимум 25 тепловозов. Часть в собственность, часть - в аренду. Таким образом мы избавимся от зависимости от РЖД и постоянной нехватки тяги, улучшим оборот вагонов. Уверен, что в течение 3-4 лет все затраты окупятся.
"ДЛ": На каких принципах вы собираетесь строить свои отношения с ОАО "РЖД"?
- Мы понимаем, что РЖД - очень мощная, доминирующая структура. Поэтому скорее видим себя младшим партнером, призванным взять на себя часть забот этой компании. Наши сильные стороны - это логистика, профессиональные кадры, развитая сеть представительств, возможность работать по замкнутой схеме доставки нефтепродуктов. Мы пришли в этот бизнес надолго, с уверенностью, что он будет продолжаться и развиваться.