Власти Екатеринбурга и Свердловской области презентовали генеральный план города на 25 лет
Работа над этим документом длилась почти три года, причем все материалы были подготовлены силами региона (как правило, города-миллионники заказывают подобные проекты в Москве). В разработке плана приняли участие 40 организаций, специально для этого была создана Мастерская генерального плана.
По словам Григория Мазаева, первого заместителя министра строительства и ЖКХ, главного архитектора Свердловской области, основная миссия этого документа - регулирование государственных, общественных и частных интересов, а также исключение возможных конфликтных ситуаций.
Это третий генеральный план, разработанный за всю историю Екатеринбурга. Первый генплан появился на свет в 1721 году, а был утвержден только в 1845 году. Второй был утвержден в 1972 году и исполнен на 70%.
ГОРОД РАЗРАСТЕТСЯ
Согласно этого документу, территория города увеличивается более чем в два раза - с 48,8 тыс. гектар до 114 тысяч. Таким образом, границы города Екатеринбурга должны совпасть с границами муниципального образования. В "кольцо" между городом и МО входит 31 населенный пункт, в том числе - такие как Березовск, Верхняя Пышма, Среднеуральск.
"Исходя из того, что Екатеринбург - центр агломерации, - заявил г-н Мазаев, - мы разрабатывали этот план как систему, органично связанную с городами ближнего пояса. Они вплотную примыкают к Екатеринбургу и имеют тенденцию слияния с ним. Планировочные структуры этих городов увязаны с планировочной структурой Екатеринбурга, что позволяет развивать не только город, но и все прилегающие города таким образом, чтобы они не входили в противоречия друг другу".
Со слов Михаила Вяткина, начальника главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга, уже существует указ губернатора Свердловской области, где 31 поселение объединено в одно муниципальное образование. Предполагается, что при присоединении к городу они не потеряют своей самостоятельности.
По мнению Геннадия Белянкина, председателя Уральского отделения российской академии архитектуры и строительных наук, главного архитектора академического института "УралНИИпроект", составителя генплана Свердловска в 1972 году, вопрос о присоединении городов ближнего пояса - один из самых спорных. "При составлении прежнего генерального плана, - сказал он, - мы "прирезали" часть территории между Свердловском и Пышмой. И что толку? Как она была нищей, так и осталась, никто туда не вложил ни копейки. Я уверен, что подобная картина будет и с этими городами. Кроме того, считаю, что есть еще достаточно территорий, которые остались неосвоенными. Например, на той же территории в районе Пышмы можно построить три жилых района такой же площади, как Ботанический. Другое дело в том, что надо развивать экономические связи с этими городами".
ПРЕДПРИЯТИЯ ПОДВИНУТ
В рамках осуществления генплана основной упор будет сделан на жилищное строительство. Предполагается, что количество жилых метров в городе увеличится в два раза: с 22,5 млн кв. м. до 42 млн кв. м. Ожидается, что 40% от построенного жилья будет приходиться на индивидуальное малоэтажное строительство, 30% - многоэтажки, оставшиеся 30% - малоэтажки (дома меньше 6 этажей). По плану к 2025 году на каждого человека должно приходится 28-30 кв. м. жилья.
В целях освобождения земель под жилищное и деловое строительство, а также для улучшения экологический ситуации города в целом генеральным планом предусмотрен перенос из центральной части города ряда промышленных предприятий.
В частности, с берега Верх-Исетского пруда исчезнут цеха Верх-Исетского металлургического завода, из центра города будет выведено производство "Уралбиофарма" и завод безалкогольных напитков "Тонус", завод N 404 переедет в Кольцове "Эти вопросы рассматриваются на комиссии по размещению производительных сил Свердловской области, - рассказал г-н Вяткин, - которая существует при министерстве экономики и труда. С каждым предприятием проводится совместная работа. Процесс переноса займет длительное время, но все же эти вопросы будут решены".
Надо отметить, что для большинства из перечисленных предприятий этот пункт генплана стал весьма неприятной неожиданностью. Их руководство категорически отказывается обсуждать этот
вопрос с прессой. "Нас никто не поставил в известность о готовящемся "переезде". Также не решен вопрос с финансированием этого мероприятия", - сказал корреспонденту "ДУ" один из менеджеров "Уралбиофарма".
"Мы не можем сделать из промышленного города сплошной спальный район, - считает Геннадий Белянкин. - Кроме того, перенос предприятий должен быть подкреплен экономическим прогнозом и четкими планами. Я думаю, что на сегодняшний день эти намерения - абсолютный абсурд, изначально мертвая идея: ни у предприятий, ни в бюджете соответствующих средств нет. Я считаю, что надо заниматься решением проблем экологии, думать о техническом перевооружении... Я знаю всех директоров предприятий, о которых идет речь, знаю их позицию и могу утверждать, что в течение ближайших 25 лет это предложение реализовано не будет".
СОРТИРОВКУ ВЫСЕЛЯТ
По концепции развития транспортной системы, заложенной в генплане, в Екатеринбурге появится несколько транспортных колец: малое (протяженностью 13 км), которое соединит улицы Челюскинцев, Малышева и Ткачей, среднее (20 км), соединяющее улицы Бебеля, Онуфриева, Шефскую и Автомагистральную, и кольцевая автодорога длиной 69 км вокруг всей территории Екатеринбурга. Будет построено 76 транспортных развязок, в три раза увеличена протяженность метрополитена и автобусных маршрутов, а также запущена внутригородская электричка для связи с поселком Кольцове
Самым важным пунктом развития транспортной инфраструктуры Екатеринбурга на ближайшие 25 лет станет перенос станции "Свердловск-Сортировочный". Ее предполагается значительно отодвинуть от города в район станции "Седельниково", где будет создаваться логистический центр,
Геннадий Белянкин, председатель Уральского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, главный архитектор академического института "УралНИИпроект":
"Генплан я оцениваю довольно высоко. С точки зрения "бумажной" архитектуры авторский коллектив хорошо справился со всеми требованиями. Думаю, что реализация плана будет более продуктивной в сравнении с предыдущим, поскольку при его разработке были учтены многие принципиальные моменты, решены вопросы, связанные с зонированием территорий - на жилые, промышленные, культурные и т.д. Но при реализации каждого из разделов плана, как мне кажется, появятся сложности. Один из главных его недостатков - отсутствие детально разработанного проекта центральных районов города. Это может привести к плачевным результатам, что можно заметить уже сейчас: например, идет непродуманное заполнение центральных районов исключительно элитными домами. Во-вторых, недостаточно детально проработан проект сохранения исторической части города. Муниципалитету придется изыскивать средства, чтобы приводить исторические здания в приличный вид, иначе через несколько лет мы будем жить в каменных джунглях.
В-третьих, генплан предусматривает сохранение зеленых насаждений, парков. Но при реализации этого раздела, скорее всего, также возникнут сложности. Уже сейчас можно отметить ряд нарушений в этой части: вырубается единственный парк в Пионерском поселке, уничтожается один из самых важных городских парков - в районе Обсерваторской горки.
Прошлый генплан был полностью воплощен в жизнь, за исключением одного аспекта - транспортного. Тогда на реализацию этой стратегии просто не хватило средств. Сейчас может произойти то же самое. В плане хорошо разработан вопрос строительства магистралей и развязок, но одновременно с этим не продумана система подъездов к центральной части города, которая насыщается жилыми и офисными помещениями, магазинами. Этот момент тоже относится к сложностям реализации плана.
Можно сказать, что в этом документе нет самого важного: не разработан механизм, с помощью которого можно будет направить все возможные федеральные, региональные и муниципальные средства на сохранение и реализацию плана в том виде, в котором он утвержден".