(из доклада на заседании Совета Росморфлота)
По состоянию на 01.01.2003 в составе восьми основных судоходных компаний - 198 судов под российским флагом суммарным дедвейтом 269, 9 тыс.тонн, средний возраст-21 год.
В 2003 году российским транспортным флотом морских пароходств во всех видах плавания перевезено 23, 3 млн.тонн грузов, что меньше отчета 2002 года на 2, 3 млн. тонн, в том числе в каботаже по сравнению с прошлым годом объемы перевозок возросли на 1, 7 млн.тонн, что связано с увеличением количества флота, находящегося на балансе ОАО "Мурманское морское пароходство" и используемого на каботажных перевозках. Перевозки в загранплаваний уменьшились на 4, 0 млн.тонн, что связано с увеличением флота пароходств, работающего на условиях тайм-чартера (объемы перевозок грузов флота, работающего на условиях тайм-чартера, в действующих формах статотчетности не предусмотрены).
Перевозки грузов в районы Крайнего Севера флотом морских пароходств России увеличились на 0, 3 млн.тонн.
В навигацию 2003 года все предъявленные к перевозкам грузы доставлены в пункты назначения.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5.02.2002 г. N Пр-261 и Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 г. N ВЯ-ПЮ-13370 Минтранс России представил в установленном порядке проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов" (далее - законопроект о Реестре).
В данном проекте в ходе его очередного согласования была учтена значительная часть замечаний и предложений федеральных органов исполнительной власти. Структура и основные положения законопроекта о реестре судов приведены в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
При этом следует отметить международную практику освобождения от НДС и таможенной пошлины импортируемых судов в США, Дании и ряде других стран, а также постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 448, которое освобождает от НДС и таможенных пошлин временно ввозимые на условиях бербоут-чартера суда на таможенную территорию Российской Федерации.
По итогам проведенных 11 августа и 15 декабря 2003 г. совещаний у министра экономического развития и торговли Г. Грефа, в которых принимали участие министр транспорта С. Франк и заместитель министра финансов М. Моторин, было принято решение "согласиться с целесообразностью освобождения от уплаты таможенной пошлины и НДС для ввозимых на территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов". Однако по вопросу касательно ставок ЕСН компромисса достигнуто не было.
Минтрансом по согласованию с Минэкономразвития и Россудостроением был дополнительно проработан вопрос уплаты таможенной пошлины и НДС при заказе и строительстве судов для российских судовладельцев в России и предложено соответствующее дополнение в законопроект о Реестре в части установления НДС по ставке ноль процентов при реализации самоходных судов с мощностью главного двигателя более 55 киловатт.
Представленный в установленном порядке комплект законопроектов по Реестру находится на рассмотрении в Правительстве и Минтранс продолжает работу с Минфином, Минэкономразвития и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по устранению имеющихся разногласий.
Государственной Думой 21 ноября 2003 г. принят федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", в котором предложения Минтранса России в части валютного регулирования практически решены.
Вместе с тем вступление в силу новых положений налогового и валютного законодательства, а также принятие других мер не изменили тенденцию сокращения флота под российским флагом.
По линии Всемирной торговой организации (ВТО) согласована с ГТК позиция по проекту обязательств в части морского транспорта, касающихся услуг складов и пакгаузов, контейнерных станций и депо, а также таможенных брокеров.
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
В 2003 г. отмечена тенденция снижения аварийности, всего зарегистрировано 35 случаев, по сравнению с 2002 годом, когда за тот же период было зарегистрировано 56 случаев. Однако возросло число более серьезных аварийных случаев, классифицированных как авария, - 8 (погибло 3 человека); кораблекрушение-6 (погибло 12). По-прежнему остается высокий уровень аварийности на речных судах и судах смешанного "река-море" плавания (21 происшествие).
Несмотря на значительный технический прогресс в части оборудования и снабжения судов, совершенствования подготовки и повышения квалификации, по-прежнему отмечается слабый уровень подготовки судовых специалистов.
Из материалов расследования аварийных случаев следует, что штурманская работа на судах не организована должным образом, имеют место случаи передоверия капитаном управления судном лоцману. При плавании в опасных в навигационном отношении районах не происходит усиления вахты, не ведется надлежащее наблюдение при помощи всех судовых средств.
К наиболее часто происходящим аварийным случаям относятся навигационные случаи с посадкой судов на грунт и судовые пожары.
Причины возникновения технических аварийных случаев в той или иной степени связаны с повторяющимися недостатками в организации работы судовых экипажей, их профессиональной подготовке, а также в действиях береговых служб управления и обеспечения, технического обслуживания и судоремонта.
Анализ материалов аварийных случаев (АС) показал, что в основном АС произошли из-за грубых нарушений членами экипажей судов требований нормативно-технической документации и Устава службы на судах морского флота, скрытых дефектов, высокой степени изношенности судовых систем и механизмов, недоброкачественного ремонта.
В адрес судовладельцев были направлены циркулярные письма с информацией об аварийности на флоте и причинах, ее порождающих, с капитанами портов и инспекторами Азово-Черноморского бассейна, осуществляющих расследование аварийных случаев. В октябре 2003 года был проведен семинар и практические занятия по расследованию аварийных случаев с судами в соответствии с ПРАС-90.
В 2003 г. контроль иностранных судов организован в 13 морских торговых и речных (устьевых) портах Европейской части России (Парижский меморандум), в 9 морских торговых портах Дальневосточного региона России (Токийский меморандум) и в 5 портах Черного моря (Черноморский меморандум). С октября 2003 года включен в систему портов Парижского меморандума порт Приморск.
До настоящего времени не включен в систему портов Парижского меморандума порт Усть-Луга, открытый для захода иностранных судов. В Дальневосточном регионе не включены в систему Токийского меморандума порты Посьет, Александровск-на-Сахапине, Советская Гавань.
В 2003 году запущена в эксплуатацию информационная система Черноморского меморандума с центром в России. К рабочему прототипу Информационной системы Черноморского меморандума подключены и работают в ней Российская Федерация, Румыния и Турция. Для содействия в скорейшем подключении к BSIS остальных стран - участниц ЧМ (Болгарии, Грузии и Украины) подготовлено и направлено письмо в Секретариат Черноморского меморандума.
За 2003 г. в российских портах проведены 2774 инспекции иностранных судов, из них на 2092 судах выявлены недостатки, задержано 255 иностранных судов.
В 2003 г. был продолжен и совершенствовался компьютеризированный учет результатов государственного портового контроля российских судов во всех морских торговых и речных (устьевых) портах, что позволило эффективно выявлять субстандартные российские суда и в случае необходимости принимать целевые действия в отношении судовладельцев, не соблюдающих требований международного и национального законодательства.
При проведении государственного портового контроля проведено 14252 выпуска и осмотра судов, причем на 3699 судах выявлены недостатки, а в 84 случаях судам было отказано в разрешении на выход в рейс по причине несоблюдения требований безопасности до их устранения.
Впервые уровень задержаний российских судов в странах региона Токийского меморандума снизился до менее чем 7% - установленного "порогового" предела.
Однако Российская Федерация остается в черном списке Токийского меморандума, т.к. этот список устанавливается на основании статистики за три года.
В 2003 году на всех морских бассейнах продолжались работы по созданию береговых объектов связи и навигации для обеспечения безопасности мореплавания, в частности:
- продолжалось создание региональной системы безопасности мореплавания (РСБМ) в восточной части Финского залива. В 2003 г. завершены работы и введены в эксплуатацию объекты I очереди РСБМ:
- СУДС порта Приморск;
- автоматические радиолокационные посты (радиобашни) в г. Петродворец, на о. Котлин, на п-ве Каравалдайский (м. Шепелевский);
- центр РСУДС в Петродворце;
- радиостанции МР А1 в Санкт-Петербурге и Приморске, радиостанции МР А2 ГМССБ (приемная -Приморск, передающая -п-ов Каравалдайский), центр управления связью МР А1/А2 ГМССБ в Санкт-Петербурге;
- ККС ДГНСС GPS/ГЛОНАСС на м. Шепелевский;
- введена в опытную эксплуатацию лазерная система швартовки крупнотоннажных судов на терминале Шесхарис в порту Новороссийск.
Ввод указанных объектов позволил повысить уровень безопасности мореплавания и охраны окружающей среды в восточной части Финского залива;
- для обеспечения кругосветного плавания ПУС "Надежда", на борту установлено специализированное радиоэлектронное оборудование, позволяющее контролировать движение и передавать с судна на берег видеоинформацию в реальном масштабе времени;
- в Морском УТЦ ГМА им. адмирала С.О. Макарова введен в эксплуатацию модернизированный тренажер по маневрированию и управлению судном.
В течение года осуществлялся контроль за обеспечением навигации на трассах Севморпути и замерзающих портах неарктических морей России.
Расстановка ледоколов на зимнюю навигацию 2003-2004 года выполнена в соответствии с планом, одобренным руководством Росморфлота.
Росморфлот принимал участие в 4 совещаниях специальной рабочей группы экспертов, образованной в рамках ХЕЛКОМ, по унификации ледовых правил к судам, осуществляющим зимнее плавание во льдах Финского залива. Рабочая группа согласовала таблицу эквивалентности ледовых классов судов различных классификационных обществ и Руководство по безопасности зимнего судоходства в районе Балтийского моря.
Продолжались работы по передаче информации по безопасности мореплавания (ИБМ) на трассы Северного морского пути в системе Safety NET, через спутниковую систему Инмарсат.
Подготовлена и проведена встреча с представителями Министерства рыболовства Норвегии по созданию совместных рабочих групп для решения вопросов взаимодействия при операциях ЛАРН и создания единой системы мониторинга движения судов вдоль скандинавского полуострова.
Был подготовлен доклад "Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера". В докладе предложена концепция развития Северного морского пути, основанная на его комплексном развитии и эффективном использовании, в том числе на коммерческой основе.
Основные направления обеспечения безопасности мореплавания в 2004 году:
- продолжение работы по выполнению постановления Правительства от 6 февраля 2002 года N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух";
- обеспечение разработки техниеских регламентов "Безопасность аварийно-спасательных и подводно-технических работ", "Безопасная эксплуатация судов с ядерными энергетическими установками", "Эксплуатационные требования по предотвращению загрязнений с судов",
"Техническая безопасность при эксплуатации морских гражданских судов", "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при заходе судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками в порты РФ", "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при выполнении спасательных операций с аварийными судами и иными плавсредствами с ядерными установками и радиационными источниками";
- продолжение работы по созданию береговых объектов систем связи и навигации, обеспечивающих безопасность мореплавания;
- совершенствование управления ледокольным флотом, обеспечение контроля за выполнением судами требований Правил плавания по трассам Северного морского пути, навигационно-гидрографическом обеспечением судоходства по Северному морскому пути, в том числе эксплуатации и вывозу радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ);
- организация работы по созданию новых районов НАВАРЕА в Арктике;
- внедрение в практику портового контроля требований нового Кодекса ИМО по охране портов и портовых средств (ОСПС) и соответствующую подготовку персонала. Инспекционная кампания по данному аспекту портового контроля планируется к проведению в июле-сентябре 2004 года.
Кадры флота и паспортно-визовая работа
В 2003 г. продолжалась работа по организации аттестации лиц, ответственных за безопасность мореплавания в судоходных компаниях, совершенствованию нормативного обеспечения работы экипажей судов и документов, регламентирующих выдачу и использование паспорта моряка.
Всего аттестовано 119 должностных лиц судоходных компаний, ответственных за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды.
Подготовлено и утверждено постановление Правительства РФ:
- от 16 января 2003 г. N 21 "Об утверждении Порядка выдачи заключений о возможности привлечения и использования иностранных работников в составе российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота)".
Подготовлены и изданы приказы Минтранса России:
- от 5 сентября 2003 г. N 136 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов";
- от 15 декабря 2003 г. "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота".
Подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, предусматривающих меры по реализации в российском законодательстве Конвенции о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция N 179):
- проект Указа Президента РФ "О внесении изменения в Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. N 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики";
- проект постановления Правительства РФ "О мерах по реализации Конвенции о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция N 179)".
Изданы на объединении "Гознак" Минфина России и разосланы в морские администрации портов бланки паспортов моряка (10000 экз.) и бланки свидетельств о квалификации судового повара (8000 экз.).
Выполняется оперативная работа по оформлению паспортов моряка и судовых ролей по представлениям судоходных компаний и организаций по найму и трудоустройству моряков. В 2003 году выдано паспортов моряка 177, продлено действие 80, оформлены документы 730 российским морякам, убывающим за пределы Российской Федерации к месту нахождения судов.
Продолжается работа по выполнению поручения Правительства Российской Федерации от 18.08.2000 г. N ХВ-П10-23430 по принятию мер для защиты прав российских моряков, оказавшихся в чрезвычайной ситуации в портах иностранных государств. С участием МИД России, профсоюзов и круинговых компаний осуществляется контроль и оказание помощи российским морякам, попавшим в затруднительное положение в иностранных портах. В условиях задержки с принятием нормативных правовых актов по реализации в российском законодательстве Конвенции о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция N 179) во исполнение требований приказа Минтранса России и Минсельхозпрода России от 30.06.1998 г. N 81/328 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о паспорте моряка" обеспечивается функционирование Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом, позволяющей на условиях добровольности контролировать соответствие требованиям указанной конвенции более половины российских круинговых компаний (по состоянию на 30.12.2003 г. сертифицированы 122 организации).
Совместно с ГВЦ Минтранса продолжалось совершенствование организации ведения реестра российских моряков, работающих на судах под иностранным флагом. Разработано и направлено в МАП распоряжение первого заместителя министра - руководителя Государственной службы морского флота по ведению реестра, существенно улучшающее организацию сбора и обработки информации для формирования реестра.
За три квартала 2003 г. на суда под иностранным флагом трудоустроено российскими организациями по найму и трудоустройству 20670 российских моряков (данные от 123 сертифицированных организаций по найму и трудоустройству).
В 2003 году оформлено 287 загранвыездов в 34 страны мира, из них: 86 загранвыездов работников Государственной службы морского флота, 134 загранвыезда работников МАП, пароходств и портов, 67 загранвыездов сотрудников московских организаций, подведомственных Минтрансу России. Оформлено через МИД России 24 служебных загранпаспорта.
Оформлены транзитные визы для въезда в США 2474 членам экипажей судов ОАО "Новороссийское морское пароходство" и ОАО "Совкомфлот".
Проблемы кадрового обеспечения:
1. Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 88-ФЗ ратифицирована Конвенция о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция N 179). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 27 августа 2002 года, однако до настоящего времени не определен компетентный орган применительно к Конвенции и форма контроля компетентным органом за работой организаций по найму и трудоустройству моряков.
Причина - задержка с утверждением проекта Указа Президента РФ "О внесении изменения в Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. N 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" (внесен Правительством РФ 27.10.2003 г. в Администрацию Президента РФ) и последующее принятие Правительством Российской Федерации проекта постановления "О мерах по реализации Конвенции о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция N 179)".
2. С утверждением новых положений о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров и грузов в значительной степени уменьшились возможности Минтранса России по защите прав и законных интересов российских моряков, работающих на российских судах.
В отличие от ранее действовавших новые лицензионные условия предусматривают выполнение лицензиатом лишь международных договоров Российской Федерации и нормативных правовых актов по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды.
Таким образом, Минтранс России как лицензирующий орган не имеет права предъявлять претензии к судовладельцам, нарушающим Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 58, 60 КТМ Российской Федерации.Основные задачи на 2004 год:
- совершенствование системы подготовки специалистов морского флота и создание университетских морских комплексов на Северо-Западе, Дальнем Востоке и Юге России (решение Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 17 октября 2003 г.);
- совместно с Минобразования России проработка вопроса об условиях реализации программ подготовки моряков в рамках Болонского процесса с учетом требований ИМО;
- разработка предложений для актуализации ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы);
- совместно со структурными подразделениями Росморфлота разработка предложений по нормативному регулированию подготовки и дипломирования моряков;
- подготовка материалов по себестоимости обучения специалистов плавательного состава в морских учебных заведениях для направления в Минфин России;
- выполнение рекомендаций межведомственного совещания (Минтранс России, 7.10.2003 г.) по выработке позиции заинтересованных министерств и ведомств, российских судовладельцев и профсоюзов, представляющих интересы российских моряков, в отношении Конвенции (пересмотренной) 2003 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция N 185).
В июне 2003 года на 91 -и сессии Международной конференции труда принята Конвенция (пересмотренная) 2003 года об удостоверениях личности моряков (далее - Конвенция).
Выполнение Российской Федерацией требований данной Конвенции в недалеком будущем явится необходимым условием работы российских морских судов и обеспечения возможности российским морякам работать на морских судах (вне зависимости от флага судна).
Требования Конвенции к удостоверению личности моряка (машиносчитываемость, использование биометрии для идентификации личности, наличие национальной базы данных по выданным удостоверениям, выполнение стандартов изготовления и выдачи удостоверений) и сравнительно короткий срок вступления Конвенции в силу для ратифицировавшего ее государства (6 месяцев после сдачи ратификационных грамот Генеральному секретарю МБТ) приводят к необходимости реализации основных ее положений до ратификации Конвенции.
Это требует от Минтранса заблаговременного принятия мер по реализации требований конвенции в тесном взаимодействии с МВД России, МИД России и ФСБ;
- выработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, российскими судовладельцами и профсоюзами, представляющими интересы российских моряков, предложений о возможности и целесообразности ратификации Российской Федерацией Конвенций МОТ: Конвенции о репатриации моряков (Конвенции N 166) и Конвенции об инспекции условий труда и быта моряков (Конвенции N 178);
- разработка и внесение в Правительство РФ законопроекта "О ратификации Конвенции о социально-бытовом обслуживании моряков (Конвенция N 163)";
- разработка и внесение в Правительство РФ законопроекта "Об утверждении Устава по дисциплине работников морского транспорта";
- разработка и утверждение в установленном порядке Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством российских моряков на суда под иностранным флагом (при условии утверждения проекта Указа Президента РФ "О внесении изменения в Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. N 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" и проекта постановления Правительства РФ "О мерах по реализации Конвенции о найме и трудоустройстве моряков (Конвенции N 179)".
Графические материалы:
Показатели работы российского морского флота в 2003 г.
Материал доступен в бумажной версии издания.