В нашу гавань заходите, корабли!

В партнерстве с государством решают вопросы развития Новороссийского морского торгового порта его акционеры

Приоритеты

В ПОНЕДЕЛЬНИК Центр международной торговли в Москве принимал посланцев Кубани. Здесь под эгидой МИД России состоялась презентация ведущих отраслей экономики Краснодарского края. Цель - показать миру, что кубанский климат благодатен и для инвестиций. Об этом свидетельствует опыт самых эффективных предприятий края.

Когда более полутора веков назад в Цемесской бухте закладывался порт "для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных...", мало кто думал, что со временем Новороссийский морской торговый порт станет крупнейшим транспортным узлом страны, имеющим стратегическое значение для национальной экономики. Сейчас это главные южные морские ворота страны. Сегодня именно здесь осуществляется перевалка 30 процентов российского нефтяного экспорта, 70 процентов экспорта зерна, около 50 процентов импорта сахара-сырца, 25 процентов экспорта стали, 10 процентов экспорта химических удобрений. Что касается Краснодарского края и собственно города Новороссийска, то для них порт - это еще и бюджетообразующее предприятие, от ритма работы которого напрямую зависит состояние всей краевой экономики.

Надо отдать должное портовикам - даже в самые трудные годы здесь работали не только бесперебойно, но и постоянно наращивали темпы. А за последние десять лет порт превратился в современный, универсальный комплекс с модернизированными причалами, высокой степенью механизации и мощным парком перегрузочной техники и оборудования. Эффективность развития порта была отмечена и аудиторами Счетной палаты в ходе неоднократных проверок НМТП.

За эти годы руководством и акционерами порта была реализована целая серия масштабных проектов. Например, построен терминал для рефрижераторных грузов со складом-холодильником емкостью 5 тысяч тонн, комплекс для перевалки сухих минеральных удобрений мощностью до 2 миллионов тонн в год, введен в эксплуатацию тыловой накопительный склад открытого хранения для генеральных грузов и контейнеров, модернизированы пристани для перевалки зерновых и продовольственных грузов, жидких удобрений и нефтепродуктов. В результате менее чем за десять лет грузооборот НМТП увеличился более чем на 60 процентов и в 2002 году достиг рекордной величины - 63 миллиона тонн грузов, что вывело Новороссийский морской торговый порт в десятку крупнейших портов Европы.

Тем временем потребности российских и зарубежных торговых компаний существенно превышают сегодняшние мощности порта. "Мы как никто другой заинтересованы в том, чтобы принимать гораздо больше кораблей, чем сегодня, - говорит гендиректор НМТП В. Ковбасюк, - поэтому стремимся максимально эффективно использовать имеющиеся мощности. Что касается инвестиций, то на сегодняшний день акционеры вложили большой объем собственных и привлеченных средств. За 10 лет объем наших капитальных вложений в перегрузочное оборудование и ремонт гидротехнических сооружений, арендованных у государства, составил 9, 3 миллиарда рублей. В прошлом году мы приступили к реализации двух крупных инвестиционных проектов - строительства контейнерного терминала мощностью до 110 тысяч контейнеров в год и сооружения второго глубоководного причала N 1А на нефтерайоне Шесхарис. На первом этапе размер собственных инвестиций в эти проекты, включая программу обновления портового флота, определен в 150 миллионов долларов".

Строительство нового причала позволит увеличить перевалку сырой нефти на 15 миллионов тонн в год. Цифра впечатляющая, однако она не решает проблему пропускной способности порта. Понимая это, акционеры НМТП выделили средства для расширения за счет соседнего лесного порта, в последние годы простаивавшего без дела. Однако на этом возможности роста порта вширь практически заканчиваются: с одной стороны портовиков "подпирает" город, с двух других - горы.

"Проблему развития Новороссийского морского торгового порта надо решать в комплексе с программой модернизации всего транспортного узла города, - считает главный исполнительный директор одного из крупных акционеров НМТП - корпорации "НИКойл" С.Солодов. - Это задача федерального масштаба, и выполняться она должна согласованными усилиями и акционеров порта, и государства в лице заинтересованных ведомств. То, что в последние годы этому вопросу стало уделяться большое внимание на самом высшем уровне, показывает, что мы на правильном пути".

Администрация Краснодарского края считает проекты по развитию портов на Черном море приоритетными. Это особо отмечал на презентации в Центре международной торговли его губернатор Александр Ткачев. А о том, насколько серьезно воспринимается этот вопрос в руководстве страны, свидетельствуют итоги сентябрьского совещания по проблеме развития транспортного узла Новороссийска, прошедшего под председательством Президента РФ. Было отмечено, в частности, что пропускная и перерабатывающая способность объектов железнодорожного и автомобильного транспорта пока еще значительно отстает от пропускной способности морского порта, что снижает экономическую привлекательность этого транспортного маршрута. Серьезным препятствием является и несогласованность тарифной политики, которая, как считает руководитель страны, должна быть "более взвешенной". Участники совещания высказались за то, чтобы представители всех заинтересованных ведомств - прежде всего железнодорожники и Министерство транспорта - скоординировали усилия для решения проблемы. Итогом этих усилий должна стать программа развития транспорта и транспортных узлов на юге России, разработка которой сегодня ведется Министерством транспорта.Кстати, впервые о роли внешней инфраструктуры в развитии Новороссийского порта заговорили более 100 лет назад, когда после постройки железнодорожной линии Новороссийск - Тихорецкая строительство порта взяло в свои руки Акционерное общество Владикавказской железной дороги. Заметим, что тогда же впервые встал вопрос тарифной политики - в 1881 году проект строительства Новороссийского порта пропускной способностью 40 миллионов пудов едва не был признан невыгодным после изменений, внесенных Министерством путей сообщения.

Сегодня, впрочем, между портовиками и транспортниками куда больше взаимопонимания:

"У частных акционеров порта с самого начала сложились партнерские отношения с государством в лице всех профильных министерств и ведомств, - говорит Александр Пономаренко, глава Русского генерального банка, являющегося крупным акционером НМТП. - Без этого партнерства, поодиночке, было бы трудно добиться даже сегодняшних показателей, не говоря уже о долгосрочных проектах. Самый важный шаг - я имею в виду ведущуюся разработку программы развития транспортного узла - уже сделан. Думаю, что реформа Правительства также пойдет на пользу этой программе - по оптимизации завершения сроков ее разработки и принятия. Так что в будущее мы смотрим с оптимизмом".

Тем временем рынок обошла новость о возможной продаже государством 20 процентов акций НМТП, находящихся в федеральной собственности. По мнению экспертов, приватизация госпакета не скажется на разработке программы развития транспортного узла, но позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры порта. "Уже в ближайшие два года лишь на реализацию двух проектов на базе специализированных стивидорных компаний - Новороссийского зернового терминала и Новороссийского навалочного комплекса - руководство и акционеры порта намерены направить более 70 миллионов долларов инвестиций, - утверждает В. Ковбасюк. - Думаю, если государство решит продать принадлежащие ему акции, нынешние акционеры могли бы рассмотреть возможность своего участия в конкурсе на его продажу".

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости