Как уже сообщалось, в ОАО "РЖД" состоялся международный семинар на тему "Перспективные направления гармонизации транспортных стратегий Российской Федерации и Европейского союза", нацеленный на интеграцию отечественной экономики в мировую. Торгово-экономическое сотрудничество с Евросоюзом подразумевает пронизанное транспортными коридорами общеевропейское пространство, в котором национальные границы теряют свое барьерное значение и открывается беспрепятственный транзит для грузов и пассажиров.
Главенствующая роль здесь принадлежит железнодорожному транспорту. Предметный диалог с ЕС на эту тему начался еще в 1994 году, когда Россия вступила в Совет Европы, подписала соглашение о партнерстве и сотрудничестве и приняла участие на Крите во второй общеевропейской конференции.
- Ровно десять лет назад я был участником эпохальной Критской конференции министров транспорта, на которой вырабатывалась стратегия транспортных коридоров XXI века, - обратился к участникам семинара президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев. - Мы, транспортники, не должны были допустить заслонов. И Российские железные дороги приняли на себя значительные объемы товарообмена с ЕС.
Протяженность трех "критских коридоров" на территории России достигает почти двух тысяч километров. Первый от Гданьска пролегает через Калининград к Риге и Таллину. Его скоро подкрепит автомобильно-железнодорожный грузопассажирский паромный комплекс Усть-Луга -Балтийск - порты Германии. И уже открыто туристское сообщение Берлин - Калининград -Санкт-Петербург с поездами, оснащенными раздвижными колесными парами для автоматического перехода с колеи одной ширины на другую. В то же время Калининградский узел еще предстоит привести в соответствие с европейскими нормами и стандартами.
Второй коридор соединил столицы Германии, Польши, Белоруссии и России, а позже был продлен до Нижнего Новгорода. Здесь обращаются ускоренный грузовой и два фирменных контейнерных поезда "Восточный ветер" (Москва -Берлин). Правда, сдерживающим фактором служат высокие польские и немецкие тарифы. Разработано ТЭО пассажирского движения со скоростью 160 километров в час. Важно, чтобы Комиссия Евросоюза поддержала инициативу транспортных администраций четырех упомянутых стран - продлить второй транспортный коридор до Екатеринбурга. Увязка его с Транссибом решает задачу железнодорожной связи стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Девятый коридор проходит от Хельсинки на Будапешт через Санкт-Петербург и Москву. Намечен пуск ускоренного контейнерного поезда Москва -Хельсинки.
Вообще, страны ЕС занимают первое место во внешнеторговых отношениях России. Наряду со сближением транспортного законодательства сторон международные коридоры остро нуждаются в электронном документообороте, какой уже введен на переходах через финскую границу. И пора бы наладить совместное производство двухсистемных электровозов, скажем, для скоростного пассажирского сообщения Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва, грузовых и пассажирских вагонов с раздвижными колесными парами типа "Тальго".
По большому счету, на этом семинаре встретились две транспортные стратегии сторон. Российская - до 2020 года, которая широко обсуждалась, одобрена главой государства и скоро будет представлена на окончательное утверждение, и европейская - до 2010 года, изложенная в Белой книге. Отмечены совпадение и близость целого ряда задач относительно построения в интересах экономики и населения гармонизированных транспортных систем, повышения их безопасности и экологической чистоты.
С вводом участка Чита - Хабаровск Евразию параллельно Транссибу опоясал автодорожный тракт. А через два-два с половиной месяца завершается укладка железнодорожного пути к новому каспийскому порту Оля. С Азербайджаном и
Ираном прорабатывается также возможность постройки еще одной железнодорожной составляющей коридора "Север - Юг". Речь идет о линии Казлин - Астара - Решт. Вырисовывается альтернатива морскому маршруту через Суэцкий канал.
Тем временем европейская транспортная сеть страдает от хронических перегрузок. Десятая ее часть, то есть 7, 5 тысячи километров, забита пробками. Затруднено движение на 16 тысячах километров железных дорог. Слишком насыщено линиями воздушное пространство. В 16 крупных аэропортах задерживаются рейсы. В простоях впустую сгорает около двух миллионов литров горючего. Обилие автотранспорта, аварии на дорогах за год унесли 40 тысяч жизней.
Известное могущество сохраняет наш морской торговый флот, хотя на 60 процентов ходит под чужими флагами. В его составе находится около 1200 судов водоизмещением 13 миллионов тонн. В прошлом году они перевезли 340 миллионов тонн, а в 2010-м погрузят-выгрузят в российских портах 540 миллионов тонн груза. Россия строит новые суда, совершенствует космическую навигационную систему, из соображений экологии отказалась от ненадежных однокорпусных в пользу двухкорпусных танкеров.
Высказывалось беспокойство, что Турция ограничила движение крупных судов через черноморские проливы. У входа в Босфор уже скопилось два десятка сухогрузов. Как же быть с вывозом из Новороссийска, Туапсе и строящегося порта Железный Рог зерна, нефтепродуктов и удобрений, металла и леса?
Отечественной гражданской авиации предстоит повторить подвиг птицы Феникс. Компании уменьшатся числом и приобретут специализацию. А государство позаботится о защите российского рынка воздушных перевозчиков от нерегулируемого проникновения на него иностранных авиакомпаний.
Нет нужды напоминать, что только через реформу транспорт России сможет интегрироваться в европейскую и мировую систему. Это мнение разделяли участники семинара и нашли немало точек соприкосновения. Например, бесспорное объединение сил и средств требуется перед угрозой международного терроризма. Ведь транспорт уязвим, а захваченный бандитами сам становится орудием террора.
- Нас сближают общие задачи и вызовы времени, - сказал, закрывая семинар, и. о. министра транспорта и связи РФ Игорь Левитин. - Российская Федерация и Европейский союз - ключевые партнеры на мировой арене.
- Диалог между нами может и должен быть продолжен в разных форматах и на разных уровнях, - подтвердил сопредседатель - глава Генерального директората по транспорту и энергетике Комиссии ЕС Франсуа Ламуре.