Для Северо-Запада транспортная система, связывающая населенные пункты и промышленные зоны и обеспечивающая выход в соседние регионы России и в зарубежье, предопределяет хозяйственное освоение территорий и уровень социально-экономического развития субъектов Федерации. Основная роль в обеспечении перевозок принадлежит ОАО "Российские железные дороги". Руководители компании огласили концепцию развития, в которой ставка сделана на использование продукции отечественных предприятий, на промышленный потенциал Северо-Западного региона, где находятся филиалы ОАО "РЖД" - Октябрьская, Северная и Калининградская железные дороги. Реализация этой программы невозможна без участия предприятий промышленного комплекса в обеспечении потребностей железных дорог в материалах, технике, оборудовании. В связи с этим предстоит решать новые задачи: наращивать производственные мощности, осваивать новые виды продукции. Готовы ли к новым заказам предприятия Северо-Запада и какие задачи стоят перед промышленным и транспортным комплексами региона в свете новых инициатив железнодорожников? Что необходимо сделать уже в ближайшее время?
На вопросы отвечает полномочный представитель Президента РФ по Северо-Западному федеральному округу Илья Клебанов.
- Илья Иосифович, какие задачи стоят перед экономикой региона и какова роль железнодорожного транспорта в их реализации?
- Северо-Западный регион выполняет роль транспортного моста между Россией и странами Евросоюза, является связующим звеном для крупнейших мировых рынков Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и государств СНГ. От уровня развития и эффективности работы транспортной системы зависят объемы грузопотоков и сопровождающих их финансовых ресурсов, необходимых для экономического роста субъектов Северо-Запада.
Одна из основных задач, стоящих перед регионом, - освоение его богатейшего природно-ресурсного потенциала. Однако реализация ее сдерживается из-за низкой транспортной доступности месторождений, недостатка автомобильных дорог и иной инфраструктуры, позволяющей обслуживать северные территории. Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего, создание соответствующей инфраструктуры и, в первую очередь, ее базового звена, которым является железнодорожный транспорт с его круглогодичным функционированием и доступностью для широких слоев населения. Особенно важную роль железнодорожный транспорт играет в развитии северных территорий округа.
Говоря об основных направлениях транспортной политики Северо-Западного федерального округа, хочу остановиться на проекте строительства меридианной железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Кудымкар-Пермь. Эта магистраль имеет стратегическое значение не только для северных регионов, но и для Российской Федерации. Строительство и ввод в действие магистрали не просто снизит затраты на железнодорожные перевозки, но также будет стимулировать экономическое развитие ныне отрезанных от прямого выхода на внешний рынок территорий Архангельской области, Республики Коми, решит ряд серьезных вопросов повышения конкурентоспособности экспорта продукции предприятий Печорского угольного бассейна и промышленных предприятий Пермской и Свердловской областей, усилит загрузку морских портов в Архангельске и Мурманске, создаст возможность организации международного транзита грузов из стран Северной Европы в страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Наращивание перерабатывающих мощностей российских портов Балтийского бассейна позволит к 2010 году резко увеличить объем контейнерных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом через порты и пограничные пункты Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Дальнейший рост объемов перевозок в регионе будет связан с ростом международной торговли, развитием транзитных перевозок по трассам международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад", проходящим по территории Северо-Западного федерального округа.
По прогнозу, за период до 2015 года объем грузоперевозок в СЗФО возрастет на 65-70 процентов. На грузооборот железных дорог значительное влияние будет оказывать строительство портово-терминальных комплексов и развитие портов на Балтике, Баренцевом и Белом морях.
Основными направлениями развития транспортного комплекса Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года, являются: приведение в соответствие с европейскими стандартами направлений и линий, включаемых в общеевропейскую транспортную систему, путем их реконструкции и модернизации; развитие и строительство новых припортовых станций в Финском заливе, пограничных станций с государствами Балтии для надежной работы международных транспортных коридоров; развитие и строительство новых пограничных и припортовых станций в Санкт-Петербурге, Выборге, Высоцке, Калининграде, Черняховске, Мамоново, станции Чернышевская на российско-литовской границе; электрификация железнодорожных линий общей протяженностью порядка 1500 километров; создание сети современных перегрузочных терминалов для переработки грузов; внедрение технологий перевозочного процесса, ориентированных на высокое качество транспортных услуг и снижение ресурсоемкости перевозок; организация скоростного пассажирского сообщения за счет реконструкции существующих магистралей, в первую очередь создание скоростного движения Хельсинки-Санкт-Петербург; расширение комплекса сервисных услуг, организация системы фирменного транспортного обслуживания.
- Что необходимо сделать для решения поставленных стратегических задач?
- Требуется скоординированная, совместная работа. Основная проблема на железнодорожном транспорте - большой износ основных фондов, который в локомотивном хозяйстве превысил 65 процентов, в вагонном - 63. Износ верхнего строения пути составляет 70 процентов. Одним из существенных препятствий обновления подвижного состава является недостаток производственных мощностей отечественных заводов-производителей по выпуску железнодорожной техники нового поколения в необходимых количествах. Северо-Западный регион обладает сильным промышленным потенциалом и квалифицированными кадрами, способными выполнить и эту задачу. Надо также решать проблему убыточности пассажирских перевозок. Но не за счет пассажира, не путем увеличения стоимости билетов, а через создание пригородных компаний с участием в них администраций субъектов Российской Федерации и представителей бизнеса. Одновременно следует обеспечить минимизацию расходов, заинтересованность в повышении доходов, снижение влияния территориальной удаленности компаний, проведение более гибкой расходной политики пассажирского комплекса российских железных дорог.
- На железнодорожном транспорте продолжаются структурные реформы. Как бы Вы оценили эти перемены?
- Главная цель структурной реформы на железнодорожном транспорте - постепенное создание полноценного рынка железнодорожных перевозок, в котором бы конкуренция частных и государственных компаний, а также разных видов транспорта, предприятий, обслуживающих железные дороги, оказывала давление на издержки, что, в конечном счете, вело бы к снижению транспортной составляющей в себестоимости промышленной продукции и к повышению качества услуг. Нас этот вопрос волнует. Анализ хода реформы показал, что необходимо вносить изменения в принятый МПС "План первоочередных мероприятий". В прессе даны изменения в расстановке сил, участвующих в реформе. Сегодня в деятельности компании налицо "дуализм задач". С одной стороны, ОАО "РЖД" должно развивать конкурентный сектор, а с другой - увеличивать свои конкурентные преимущества, что в принципе невыполнимо. Процесс формирования рынка (развития конкуренции) необходимо довести до конца. И сделать это может только один орган, способный быть над рыночными игроками, - Минтранс. Мне представляется, что для решения возникающих вопросов по реформе железнодорожного транспорта необходимо привлекать пользователей услуг и совместно обсуждать каждый последующий шаг.
Одна деталь, которая создает некоторую неуверенность, - это частая смена собственников в некоторых компаниях. К счастью, в последнее время многие предприятия уже определились.
- Как Вы оцениваете программу ОАО "РЖД", озвученную на состоявшемся в Санкт- Петербурге региональном совещании по проблемам развития железнодорожной инфраструктуры региона с привлечением промышленного потенциала Северо-Запада?
- Очень высокую оценку программа получила у всех, кто принял участие в ее обсуждении. Это главы исполнительной власти субъектов Федерации, руководители Министерства транспорта и связи, промышленных компаний. Легко было сопоставить потребности ОАО "РЖД" и возможности предприятий, так как в то же самое время в выставочном комплексе "Ленэкспо" проходила выставка-презентация продукции промышленных предприятий Северо-Запада, которую они предлагают для нужд железнодорожного транспорта.
Такой выставки не помнят в "Ленэкспо". Количество желающих принять в ней участие оказалось более 200. Но лишь 78 компаний вместил пятый павильон выставочного комплекса в гавани.
Большая подготовка предшествовала проведению этого форума. На многих предприятиях побывали менеджеры компании и президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев. Он озвучил такие цифры: Российским железным дорогам необходимы сотни, тысячи современных машин и механизмов. Ивестиционная емкость создания нового российского электровоза - 70 миллиардов долларов. И таких машин надо построить двадцать тысяч. К 2010 году отрасль намерена получать до тысячи новых локомотивов ежегодно, из них 500 электровозов, 250 тепловозов для маневровой работы и столько же для поездной. Для сравнения: сейчас лишь 50 машин в год обновляют локомотивный парк.
Инициатива железнодорожников поможет устранить еще один перекос, который прослеживается сейчас в экономике. Самые известные промышленные предприятия, прославившие наш регион, выпускают большую часть своей продукции по заказам иностранных фирм. Они с радостью восприняли предложение ОАО "РЖД" выпускать продукцию для России, для российских железных дорог. Сегодня ОАО "РЖД" может стать гарантом таких поставок. Компании нужны сотни, тысячи машин и механизмов. Соглашения, которые сейчас заключают предприятия с ОАО "РЖД" , - не на один год, а на дальнюю перспективу. И значит, они спокойно могут ориентировать производство на ту продукцию, которую будут выпускать все последующие годы.
- Высокая планка поставлена. Справятся ли промышленные предприятия с такими задачами?
- Планка поставлена действительно высокая. Планы ОАО "РЖД" конкретны. Уже сейчас выяснилось, например, что по некоторым номенклатурам, заявленным железными дорогами, в России совсем нет поставщиков или не достаточно мощностей, чтобы обеспечить заказ. Например, не обеспечиваются отечественным производителем даже заявки ОАО "РЖД" на поставки колесных пар. И таких наименований достаточно много. Это нерадостное обстоятельство, однако, должно стимулировать наши предприятия к поиску, к наращиванию мощностей.
Руководители ОАО "РЖД" хотят практически все закупать в России и именно в тех регионах, где находятся филиалы компании. По регионам идет и подписание договоров о сотрудничестве. За этими соглашениями последуют приложения, содержащие глубокую проработку развития предприятий в соответствии с заявками ОАО "РЖД".
- Как Вы видите свою помощь предприятиям в выполнении этих задач?
- Это будет настоящее лоббирование. В хорошем смысле слова. Я постараюсь продвигать намеченную программу. Как со своей стороны это будет делать и президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев. Мы с ним так давно и хорошо знакомы, что нам легко будет объединить усилия, направленные на развитие транспортного комплекса страны и промышленного потенциала Северо-Западного региона.
- Какие перемены ожидаете Вы уже в ближайшее время в регионе?
- Сотни предприятий вовлечены в мощную волну подъема. Инициатива железнодорожников всколыхнула их и заставила пересмотреть свои возможности, по новому взглянуть на ассортимент и качество выпускаемой продукции. Железные дороги - потребитель, который гарантирует крупные заказы, своевременную оплату, стабильное долгосрочное сотрудничество и технический прогресс. Для некоторых коллективов, особенно в небольших городках, заказы железных дорог уже стали настоящим спасением.
Руководители предприятий региона смотрят на ОАО " РЖД" с надеждой: оно поможет нарастить объемы продукции, увеличить поставки, упрочить экономическое положение.
- С какими предприятиями уже подписаны соглашения?
- Это "Силовые машины", "Звезда", тихвинский завод "Трансмаш", "Киришинефтеоргсинтез" и другие. Только в Санкт-Петербурге 66 предприятий. По округу - свыше ста. А желающих работать с ОАО "РЖД" намного больше. Все понимают, что это не временная компания, а долгосрочные контракты. Значит, предприятия смогут ориентировать производство на выпуск продукции, необходимой для железнодорожного транспорта. Планы развития молодой компании обширны. Ее руководители понимают, что за каждым километром, за каждым шагом развития и модернизации железных дорог стоят усилия сотен предприятий страны. Могу сказать, что такие презентации продукции будут регулярными, как минимум ежегодными. Так что придется поддерживать свою марку тем, кто сегодня получил заказ, а остальным - отстаивать свое право на поставки. Дан мощнейший старт для развития промышленности. И железные дороги сегодня являются локомотивом, который способен вывести предприятия на новый уровень.