Свободные экономически зоны Республики Корея
1 июля 2003 г. вступил в силу "Закон об установлении и деятельности свободных экономически зон". Этот закон предоставит иностранным фирмам, действующим внутри трех свободных экономически зон, особый правовой статус, освобождая их от целого ряда требований законодательства, предусмотренных трудовым кодексом Республики Корея. При этом иностранцам предоставляются льготы, например, создание специальных клиник и медицинских учреждений в самих зонах и использование английского языка в качестве одного из официальных административных языков внутри этих зон. (В общении с иностранцами, должностным лицам зон предписано использовать при официальной переписке и составлении документов английский язык и соответственно принимать все документы на английском языке).
Чтобы получить статус "свободной экономической зоны" (СЭЗ), претендующая на это территория должна иметь международный аэропорт или морской порт. Аэропорты должны обладать минимальной пропускной способностью в 500 тыс. т груза ежегодно, а порты - не менее 10 млн. т в год и иметь контейнерный порт мощностью не менее 20 тыс. т.
В настоящее время условиям для получения статуса СЭЗ соответствуют три претендента: международный аэропорт Инчхона, а также порты Пусана и Кванъяна. Заявки на получение статуса принимаются местными органами власти с 1 июля 2003 г. В конце года Министерство финансов и экономики объявило о результатах после обсуждения в Комитете по свободной экономической зоне.
Принятый закон предусматривает поддержку фирм с иностранным капиталом в СЭЗ по трем основным параметрам: налоговые послабления, финансовая помощь и освобождение от некоторых юридических ограничений, преимущественно в области трудовых взаимоотношений. Чтобы получить налоговые послабления в СЭЗ, иностранная компания должна инвестировать не менее 10 млн. долл. в обрабатывающую промышленность, материально-техническое обеспечение или туризм.
Пользователи налоговых льгот получат в течение первых трех лет полное освобождение от уплаты подоходного налога и налога на прибыль корпораций и 50%-ное снижение на последующие два года. Те же скидки будут существовать и относительно местных налогов: полное освобождение от поимущественного налога и налога на добавленную стоимость в течение первых трех лет и 50%-ная скидка на последующие два года. Предусматривается также освобождение на три года от таможенных пошлин на импортируемые средства производства.
Местные власти помогут действующим в СЭЗ компаниям с проектировкой строительных участков, а центральное правительство предложит бесплатную аренду государственной собственности. Кроме того, государство обещало субсидии до 50% стоимости сооружения в СЭЗ основных инфраструктур, например, автострад. Компании, инвестирующие средства в медицину, образование и градостроение, могут получить необходимые средства, обратившись к местным органам управления.
Действующие в СЭЗ иностранные компании будут освобождены от принудительного найма на работу определенных категорий рабочих, например, ветеранов, пожилых или страдающих физическими недостатками лиц. Им не нужно будет предоставлять для работников гарантированный ежемесячный отпуск или оплачивать женщинам критические дни (из расчета одного дня в месяц). То есть компании в СЭЗ будут действовать по принципу: "не работаешь - не получаешь оплату".
СЭЗ во многом представляют собой образец для экономики Республики Корея в целом, так как в зависимости от успеха их деятельности правительство планирует в будущем перенести подобные правила регулирования и порядок на всю страну.
Инчхон с крупным портом и аэропортом - настоящий транзитный узел страны. В радиусе тысячи километров от Инчхона проживает 1 млрд. человек; потому потенциал аэропорта, стоящего на перекрестке экономических путей северо-восточной Азии, огромен.
Начало было положено в ноябре 1992 г., а первый самолет с взлетной полосы обновленного аэропорта поднялся 29 марта 2001 г. Постепенное расширение аэропорта продолжается в соответствии с объемом перевозок. В 2002 г. аэропортом воспользовались 30 млн. пассажиров и прошло 2,7 млн. т груза. Когда процесс расширения к 2020 г. завершится, аэропорт сможет пропускать в год 530 тыс. рейсов со 100 млн. пассажиров и 7 млн. т груза.
Правительство Республики Корея разрабатывает в настоящее время план повышения статуса нового порта Пусана и порта Кванъяна к 2011 г. до уровня крупнейших международных портов Северо-Восточной Азии. Под воздействием огромного экономического роста Китая Северо-Восточная Азия превращается в один из трех крупнейших, хотя официально и не считающихся таковыми, торговых блоков, наряду с Европейским союзом и Североамериканской зоной свободной торговли. Соответственно планы развития СЭЗ Пусана и Кванъяна тесно связаны с международными амбициями обоих портов в Северо-Восточной Азии.
Пусан - третий в мире порт по объему контейнерных перевозок после Гонконга и Сингапура, пропускная способность в 2000 г. 7,54 млн. ГЕИ (двадцатифунтовых эквивалентных единиц) и 9,45 млн. ГЕИ в 2003 г. Начиная с 1995 г., правительство Республики Корея проводит в жизнь план по созданию нового порта в Пусане, предвидя огромное увеличение спроса. Оно уже вложило в развитие прилегающего острова и залива 9,15 трлн. вон. По завершении проекта новый порт Пусана явится важнейшим транзитным узлом, способным принимать одновременно 30 крупных контейнеропогрузчиков и довести ежегодную пропускную способность до 8,04 млн. ГЕИ.
Порт Кванъяна, расширяющийся с 1987 г., предлагает в настоящее время одновременную швартовку восьми контейнеровозам с ежегодной пропускной способностью в 1,08 млн. ГЕИ. Расположенный в географическом центре Северо-Восточной Азии Кванъян имеет огромные географические преимущества; это настоящий региональный морской транзитный центр. Кванъян находится недалеко от Шанхая и других крупных китайских портов. Перевозочный бизнес Кванъяна за последние годы развивался невиданными темпами, увеличив пропускную способность в 2000 г. на 9,4%, в 2001 г. на 18,7%, а в 2002 г. на 28,7%.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) будет расположена вокруг порта Кванъяна, включая также части портовых городов Йосу и Сунчхони, занимая в общей сложности 6,7 млн. кв. м. В зону войдут три основных комплекса - материального обеспечения, промышленный и совместный градостроительно - образовательно - исследовательский комплекс.
Создание трех свободных экономических зон - новый этап в стремлении Республики Корея глобализовать свою экономику. Инчхон, Пусан и Кванъян - положат начало в превращении Республики в транзитный экономический центр Северо-Восточной Азии.
"Korea Trade and Investment"