По воле владельца контрольного пакета в крупнейшем приморском порту запущен маховик большого передела
Как стало известно "ЗР", ЗАО "Северстальтранс" поделилось частью Восточного порта с ОАО Угольная компания "Кузбассразрезуголь", крупнейшим в России экспортером угля.
ДОСЬЕ "ЗР": "Кузбассразрезуголь" (КРУ), около 60% которого принадлежат структурам, близким Уральской ГМК, уже владеет 45% угольного терминала в порту Усть-Луги (Ленинградская область). С Восточным КРУ работает через свою дочернюю компанию "КРУтрейд", созданную специально для поставок угля на экспорт. Генеральный директор "КРУтрейд" -Олег РОЗЕНБЕРГ, он же возглавляет известную на международном рынке трейдинговую компанию "РОСКО", у которой действует эксклюзивное экспортное соглашение с ХК "Соколовская", владеющей тремя угольными шахтами в Кузбассе. Основной объем экспорта "КРУтрейд" через Восточный составляют коксующие угли "Кузбассразрезугля" (продажей энергетических углей КРУ по предоставленному им исключительному праву занимается швейцарский трейдер Glencore) направлением на азиатский регион, включая Южную Корею, Японию и Тайвань.
ЗАО "Северстальтранс", близкое ОАО "Северсталь", первой из крупных российских компаний заинтересовалось портами Приморья. Приход "трансов" в Восточный совпал с трагическими событиями -громким убийством генерального директора порта Леонида БОЧКОВА, при котором порт достиг лучших результатов в своей истории. По некоторым данным, именно Бочков был инициатором прихода "Северстальтранса" в Восточный.
В начале 2002 года "Северстальтранс" консолидировал 60% акций Восточного порта, выкупив их у менеджмента и иностранных акционеров. Генеральным директором порта был назначен бывший заместитель генерального директора конкурирующего с Восточным Находкинского морского торгового порта Владимир ПОПОВ. Новые собственники (непосредственно "Северстальтрансу" принадлежит лишь 17% акций Восточного, остальные разбиты между близкими к нему офшорными компаниями -"Леверетт Холдинг ГМБХ" (25, 4%), UBS AG (10, 9%) и "Расбери Холдингз Лимитед" (10, 7%), еще 20% акций закреплены за бывшим Министерством имущественных отношений. -Прим. авт.) сразу же начали диктовать свои условия, взяв все финансовые потоки под особый контроль.
Стоит отметить, что 2002 г., первый после прихода "трансов", оказался весьма удачным для Восточного. Порт, основной экспортной составляющей которого был и остается уголь, увеличил суммарный грузооборот в сравнении с 2001 г. более на 30% -до 16, 2 млн. тонн. Правда, эксперты считают, что предпосылки для столь впечатляющего рывка были заложены еще при Бочкове-старшем (сын Леонида Бочкова Валерий в настоящее время занимает должность главного советника "Северстальтранса" и одновременно возглавляет совет директоров Восточного. -Прим. авт.). Косвенным подтверждением тому следует признать падение грузооборота в 2003 г. на 4, 8% -до 15, 432 млн. тонн. Еще большее падение было зафиксировано на специализированном угольном комплексе, через который в страны АТР шел поток угля с предприятий Кузбасса, -на 12%.
Похоже, именно невозможность "разрулить" проблему собственными силами (3-й производственно-перегрузочный комплекс, он же угольный терминал производительностью свыше 12 млн. тонн в год, нуждается в дальнейшем расширении) подтолкнула "Северстальтранс" к продаже части акций порта "Кузбассразрезуглю" (речь идет, по некоторым сведениям, о 20-30%. -Прим. авт.), который готов вложить в развитие значительные средства.
Определившись с одним направлением, "Северстальтранс" не собирается останавливаться на достигнутом. По сведениям "ЗР", "трансы" могут уступить свою долю в ООО "Восточно-Уральский терминал" (специализированный комплекс по перевалке минеральных удобрений в Восточном) химкомбинату "Сильвинит" (Пермская область), а в "Восточно-нефтехимическом терминале" (комплекс по перевалке метанола и сжиженного газа) -компании "Трансхимэкспорт". Год назад структуры "Северстальтранса" продали "Роснефти" 100% ЗАО "Восточный нефтеналивной терминал" (занимается строительством в Восточном терминала по перевалке нефти и нефтепродутов).
За собой "Северстальтранс", похоже, оставит только терминал генеральных грузов (перегрузочный комплекс N 1 по переработке генеральных и навалочных грузов производительностью 2, 4 млн. тонн в год) и 6-й причал 2-го комплекса, на котором попытается создать альтернативу преуспевающему контейнерному терминалу -ЗАО "Восточный Международный Контейнерный Сервис" (VICS), 50% акций которого в настоящее время принадлежат ОАО "Восточный порт".
По мнению портовиков, "Северстальтранс" принял вполне логичное решение. "Контейнерный бизнес сейчас на подъеме, и развязавшему руки "Северстальтрансу" вполне по силам составить конкуренцию VICS", -заявил "ЗР" сотрудник одного из приморских портов.
О том, что маховик перемен в Восточном уже запущен, свидетельствует недавняя смена гендиректора. Владимир Попов, руливший портом с января 2002 г., осуществил свою давнюю мечту и перебрался на госслужбу, заняв должность заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта. Его преемником назначен Александр ИГНАТЕНКО, в течение месяца занимавший должность заместителя Попова. В Восточный Игнатенко пришел из питерской компании "Нева-Металл Транс", а до этого работал начальником фрахтовых операций "Северстальранса".
По сведениям "ЗР", Игнатенко будет руководить Восточным максимум до ноября, после чего его сменит какой-нибудь москвич, причем не портовик, а финансист.