Комиссия Свердловского территориального управления Федеральной антимонопольной службы (СТУ ФАС) признала незаконными действия руководителей свердловского филиала ОАО "Российские железные дороги" по взиманию денег за дополнительные услуги, оказываемые частной транспортной компании в принудительном порядке. Незаконно полученный монополистами доход в размере около 300 тысяч рублей решено взыскать в пользу федерального бюджета. Подобных прецедентов на российской железной дороге еще не было.
В комиссию СТУ ФАС с заявлением обратились руководители екатеринбургской частной транспортной компании "Контейнерный сервис" (ООО "ТККС"). Они посчитали, что железная дорога в лице руководства станции "Свердловск-товарный" попросту обирает их каждый год в среднем на 3 миллиона рублей. Навязывая им свои условия, железнодорожники, по мнению заявителей, вынуждают их дополнительно оплачивать услуги, которые и так внесены в договор и уже оплачены компанией.
Довольно мощное ООО "ТККС", числящееся в первой тройке из 15 подобных, действующих на Урале, не захотело больше платить поборы, и его юристы подготовили иск в СТУ ФАС, предъявив монополисту 4 пункта претензий. Частные транспортники не соглашались с тем, что с них обоснованно взимается дополнительная плата за таксировку (расчет стоимости перевозки грузов), визирование документов, крановые работы и досрочную поставку контейнеров. Антимонопольное управление возбудило против железной дороги дело по подозрению в незаконно полученных доходах.
- Это не дополнительные услуги, это работы, которые и так включены в перевозную плату, - утверждал на заседании комиссии юрист ТККС Юрий Нерадовский. - Это внутренние технологические операции самих железнодорожников. Они не тратят н эти работы никаких дополнительных усилий. Кроме того, часть работ мы выполняем сами. За что же с нас берут эти деньги?
По подсчетам частников, железная дорог с каждого отправляемого ими контейнер взимает в свою кассу лишних полторы тысячи рублей.
Представители железной дороги отбивались от натиска частников ссылками на уставы, договор и методические рекомендации федеральных органов, в том числе антимонопольного ведомства.
Взвесив все "за" и "против", комиссия пришла к выводу: налицо факты нарушения пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции. По двум пунктам претензий - таксировка и визирование документов - доходы, полученные железной дорогой, были признаны незаконными и подлежащими возврату в федеральный бюджет. С начала года сумма эта составила около трехсот тысяч рублей. Спор об оплате погрузо-разгрузочных работ решено отложить на потом из-за недостатка представленной информации, а последний пункт обвинений - оплата досрочной поставки контейнеров - заявитель снял сам. "Мы довольны итогами рассмотрения дела - сказал коммерческий директор ТККС Глеб Киндер. - Пусть мы пока одни. Есть компании гораздо крупнее нашей - возможно, осознав значимость прецедента, они тоже придут в ФАС, и тогда железная дорога перестанет обогащаться за счет частников. Ведь отвоеванные нами поборы производятся со всех грузоотправителей на каждой станции - и везде они почему-то разные".
Представители железной дороги общаться с журналистами категорически отказались. Оспаривать решение комиссии они вряд ли станут: не те деньги для монополиста, чтобы терять из-за них время.