Финская компания Containerships заявила о предполагаемых вариантах расширения контейнерного терминала "Моби Дик" в Кронштадте. Уже к 2007 году терминал должен принимать 500 тысяч двадцатифутовых контейнеров (TEU) в год, что сделает его одним из крупнейших в российской части Финского залива.
Расположенный в Кронштадте контейнерный терминал "Моби Дик" был построен российским ООО "Моби Дик" и финским перевозчиком Containerships OY. Эксплуатация комплекса началась в августе 2002 года. Проектная мощность терминала, которым на паритетных началах владеют российский и финский инвесторы, составляет 75 тысяч TEU в год. В прошлом году "Моби Дик" обработал 60 тысяч TEU.
На днях генеральный менеджер Containerships OY К.Нордстрем заявил финскому информационному агентству STT, что уже к концу 2006 года компания намерена довести мощность терминала в Кронштадте до 500 тысяч TEU. По оценкам участников рынка, инвестиции в этот проект могут составить 100-150 миллионов долларов. Планы расширения терминала были у инвесторов и ранее, но предполагалось, что реализованы они будут лишь к 2010 году. Поторопиться финнов заставил растущий объем контейнерных грузов, проходящих через российские порты на Балтике. Если еще два года назад контейнеры, пришедшие в Россию с импортом, отправлялись обратно порожними, то сейчас 80 процентов контейнеров отправляются в обратный путь, груженными российскими товарами.
По оценке заместителя генерального директора ООО "Моби Дик" М.Трофимова, контейнерный грузооборот в российской части Финского залива растет на 15-20 процентов в год. Впрочем, даже с учетом этого планы владельцев "Моби Дик" выглядят довольно амбициозными. Например, крупнейший на Балтике Первый контейнерный терминал (ПКТ, входит в группу компаний "Морской порт Санкт-Петербург") переработал в прошлом году 433 тысячи TEU, а второй по размеру "Петролеспорт" - 92 тысячи. По оценке заместителя коммерческого директора ПКТ А.Безбородова, всего в прошлом году все семь стивидорных компаний Петербурга обработали 650 тысяч TEU.
По словам господина Безбородова, ПКТ в настоящий момент способен обслужить около 800 тысяч TEU в год. "Петролеспорт" к 2008 году намерен обрабатывать ежегодно около 300 тысяч. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и планы Национальной контейнерной компании, которая собирается построить контейнерный порт в Усть-Луге на один миллион TEU в год. В связи с этим у некоторых специалистов планы Containerships вызывают скепсис. "Я не знаю, где они возьмут столько грузов", - прокомментировал проект Containerships один из портовиков, пожелавший остаться неизвестным. Кроме того, возможности Кронштадта ограничены: нет железной дороги, а глубина фарватера не позволяет обрабатывать крупнотоннажные суда. Впрочем, эту ситуацию владельцы "Моби Дик" намерены частично исправить, построив еще и логистический комплекс площадью 10-15 гектаров в промзоне "Парнас" или на юге дамбы.
Сами стивидоры не опасаются ужесточения конкуренции. Благодаря росту грузопотока все местные порты без труда поделят между собой рынок. Кроме того, стивидоры рассчитывают оттянуть часть грузооборота портов соседних государств. Так, в Прибалтике за прошлый год было перегружено 260 тысяч TEU, которые затем были доставлены в Россию (то есть могли быть обработаны в местных портах). В Финляндии количество таких контейнеров составило 233 тысячи TEU, и еще 44 тысячи прошли через Калининград. Таким образом, потенциальный объем контейнерного рынка для Петербурга, даже без учета ежегодного роста, составляет примерно 1,2 миллиона TEU в год.