Еще недавно в Кронштадт можно было попасть только по пропускам. И тот, кому довелось тогда пройти через блокпост, понимал: главный секрет военно-морской базы в том, что ее просто нельзя показывать постороннему взгляду из-за крайней запущенности
Трехсотлетие города на острове Котлин оказалось счастливым поводом навести марафет на стоящие у причалов военные корабли, на морской фасад и центральную часть Кронштадта, отремонтировать его разбитые дороги. И тогда вдруг стало ясно, что город, подчищенный и минимально восстановленный, вполне может вписаться в ожерелье жемчужин туристских достопримечательностей Петербурга.
Там есть на что посмотреть. И если найдутся инвесторы, то и у России может появиться свой форт Байярд, где можно снимать увлекательные телепередачи и проводить экзотические шоу. Для петербуржцев, знакомых с историей Кронштадта, это не было новостью, а вот для столичных гостей оказалось настоящим открытием.
Виктор Суриков возглавляет администрацию Кронштадта с 1991 года и хорошо помнит, как сложно было привлечь внимание к проблемам города, где жили в основном семьи военных моряков и работников Морского завода, большинство из которых в постперестроечные годы пополнили ряды безработных. Так Кронштадт оказался в числе самых бедных районов Петербурга.
Только теперь там стали создавать новые рабочие места. В первую очередь - благодаря "пищевке", которой приглянулись условия особой экономической зоны и близость к морским причалам, где можно перегружать продуктовые полуфабрикаты. Открылся мясоперерабатывающий завод.
В ООО "Концерн "Пять звезд" обещают довести мощность строящейся фабрики до 30,5 млн тонн в год готовой мясопродукции. Реконструировано здание под цех по розливу вин, и строят купажный цех, в который владельцы (000 "Венгерские вина") вкладывают около $115 тыс. А в ООО "Формакрон" проектируют торговый комплекс стоимостью около $0,6 млн.
Однако Кронштадт сегодня называют еще и городом-портом. В гавани Литке развивается морской портовый комплекс, в который ООО "Моби Дик" вложило $12 млн. После ввода в эксплуатацию второй очереди комплекса его мощности намечено увеличить до 100 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. Инвестиции в проект оценивают в $3 млн. А к середине 2005 года планируется завершить строительство его третьей очереди, что увеличит перегрузочный потенциал еще на 25-30 тыс. TEU в год. Инвестиции составят еще $1-2 млн.
Совладельцем контейнерного терминала является ЗАО "Контейнершипс СПб" (дочернее предприятие финской компании Containerships Ltd OY, одного из крупных контейнерных перевозчиков в европейской части России). Оно располагает парком собственных автомашин и морских судов, в содружестве с петербургской фирмой "Диалог ИТ" активно развивает информационные технологии для управления контейнерооборотом.
Дополнительный импульс развитию Кронштадта придало решение об окончании в 2008 году строительства комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений. В районной администрации надеются, что к тому времени удастся построить и новый морской вокзал, который позволит принимать круизные пассажирские суда и откуда туристов по шестиполосной автомагистрали смогут доставлять в Петергоф и Ломоносов, а также в Петербург.
Генеральный директор Торгово-промышленной палаты Кронштадта Владимир Шиманский выразил надежду, что 300-летний юбилей даст стимулы не только для развертывания социальных программ и туристических проектов, но и для развития экономики островной территории и создания новых рабочих мест. Тем более что правительство Петербурга рассматривает программу комплексного социально-экономического развития Кронштадта до 2010 года.