Грузооборот на Азербайджанской железной дороге может резко возрасти
В ближайшие годы Азербайджан может стать вторым "Римом" для стран региона. Практически все железнодорожные маршруты с "запада на восток" и с "юга на север" будут проходить через нашу страну. Однако - все по порядку.
Прежде всего, наконец-то возобладал здравый смысл у родоначальников международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг" - России и Ирана. На днях в Москве принято решение о создании международного консорциума по реализации проекта "Казвин"-"Решт"-"Астара". Тем самым, и Россия, и Иран вынуждены были признать, что Азербайджан является единственной страной, которая может оживить грузопоток в создаваемом международном коридоре. С началом реализации этого проекта, можно сказать, "локальная холодная война" в регионе придет к концу.
Отметим, что в самом начале реализации проекта его архитекторы вполне серьезно рассматривали строительство канала на территории Ирана, который должен был соединить Каспийское море с Персидским заливом. Но здравый смысл возобладал, и экосистему уникального каспийского водоема было решено оставить неприкосновенной. Однако, продолжая игнорировать Азербайджан, было принято решение представить МТК "Север-Юг" комбинацией двух составляющих - морского и железнодорожного транспорта.
Российские и иранские эксперты рассматривали проект строительства порта Оля (Астраханская область) с целью увеличения контейнерных мощностей и мощностей порта Махачкала. То есть грузы из Северной и Восточной Европы (Финляндии, Швеции, Литвы, Польши и т.д.) по российским железным дорогам должны были следовать до российских портов, а затем по Каспийскому морю, на судах и танкерах доставляться в иранские порты Амирабад, Энзели, Ноушехр и Бендер-Аббас.
Соглашение о МКТ "Север-Юг" было подписано правительствами России, Индии и Ирана 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге. Экспериментальные контейнерные перевозки показали, что транспортировка грузов по маршруту, согласно которому транзитные грузы идут из стран Индийского океана и Персидского залива через Иран, Каспийское море и Россию в страны Северной и Восточной Европы, в три раза короче, чем путь через Суэцкий канал. Соответственно, грузоотправители за счет маршрута экономят 15-20% транспортных расходов и на 20 суток быстрее получают груз, чем через Суэцкий канал.
В Иране министерство транспорта стало подвергаться жесткой критике - МКТ "Север-Юг" не оправдывает возложенных на него надежд. В итоге России и Ирану пришлось все-таки привлечь и Азербайджан.
Так возник проект "Казвин"-"Решт"-"Астара". Его приблизительный бюджет - 102 млн.долларов, реализация проекта будет идти в два этапа: "Казвин"-"Решт", затем "Решт"-"Астара". В целом, новая трасса охватит новые и модернизованные участки железнодорожного полотна протяженностью 340 км. Отметим, что по некоторым, достаточно грубым подсчетам, соединение иранской и азербайджанской железных дорог позволит увеличить грузопоток по маршруту до 10 млн.тонн грузов в год.
Однако при этом Азербайджану не стоит ослабевать внимания к развитию грузопотоков по коридору ТРАСЕКА. Напомним, что в ходе Бакинского саммита 8 сентября 1998 года 12 государств - Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Украина - подписали межправительственное соглашение о создании МТК "Европа-Кавказ-Азия". Однако эта транспортная нить в западном направлении упиралась в Черное море. Не исключено, что теперь и здесь будет найдено сухопутное направление грузов.
Как сообщает РИА "Новости", Грузия и Турция договорились наладить железнодорожное сообщение между двумя странами. Теперь Тбилиси и Анкара ищут спонсоров. "Мы достигли соглашения о подсоединении железной дороги, проходящей по территории Аджарии, к системе железных дорог Турции", - сообщил президент Грузии Михаил Саакашвили на брифинге в Анкаре после завершения встречи с президентом Турции Ахмедом Недждетом Сезером.
По словам Саакашвили, предстоит большая работа: вначале должен быть построен турецкий участок до границы с Грузией. "Мы надеемся, что совместными силами найдем тех, кто вложит в проект средства. Это могут быть страны-доноры, банки, другие финансовые ресурсы. Мы осуществим проект соединения двух железных дорог", - сказал президент Грузии. По его словам, железная дорога позволит Грузии через Турцию подсоединиться к системе железных дорог Европы. А Турция через Грузию сможет ввозить свои грузы по железной дороге в Россию и страны Средней Азии.
Если строительство азербайджано-иранского участка железнодорожного полотна благополучно завершится, часть грузов, идущих из Турции и Грузии, можно будет направлять из Азербайджана в сторону России и Ирана. Так, Азербайджан станет своеобразным мостом, соединяющим все железнодорожные магистрали в регионе. Тогда вполне возможно будет пересмотреть взаимодействие МТК "Север-Юг" и ТРАСЕКА в едином контексте.