Столичные и областные власти активизируют борьбу с мусором на дачных участках и пробками на автотрассах
Наступление календарного лета и сопутствующий ему активный приток на садовые участки жителей российской столицы ежегодно ставят во главу угла в деятельности властей города Москвы и Московской области две проблемы - чистота дачных поселений и развитие транспортного комплекса двух регионов. Не исключение и нынешний год. На состоявшемся в понедельник очередном заседании Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти города Москвы и Московской области мэр Юрий Лужков и губернатор Борис Громов именно эти вопросы обозначили как основные.
НЕ БУДУТ УБИРАТЬ -ОТКЛЮЧИМ ГАЗ
Проблема несанкционированных свалок твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) на территории садоводческих объединений актуальна для двух регионов давно и с каждым годом обостряется. Поэтому обсуждение мер по санитарно-экологическому оздоровлению в 2004 - 2006 годах территорий в местах размещения садоводческих объединений было подробным, а решения предложены весьма жесткие.
Как сообщил начальник Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области Николай Пищев, из 362 незаконных свалок, обнаруженных и ликвидированных в сельской местности сотрудниками Госадмтехнадзора в прошлом году, 221 появилась благодаря садовым товариществам или с их участием. Виновные оштрафованы более чем на 250 тысяч рублей. Однако в текущем году таких мусорных куч выявлено уже более 300. Из 250 проверенных за последнюю неделю товариществ 215 требуют наведения порядка на прилегающих территориях.
- Где больше садовых коллективов, там больше несанкционированных свалок, хуже экологическая обстановка, - подчеркнул Николай Пищев. - В среднем ежегодно количество садовых товариществ, заключающих договора на вывоз мусора, не превышает 35 процентов. Это означает, что более одного миллиона тонн отходов ежегодно остается на территории дачных коллективов или на дорогах по пути к месту проживания.
Характерный пример - ситуация в Васильевском сельском округе Сергиево-Посадского района. Здесь 53 садовых товарищества, из которых только 17 имели в 2003 году договора на вывоз мусора. При этом, поскольку лишь 11 договоров было оплачено, за сезон вместо 15 тысяч кубометров вывезено всего 102 кубометра отходов, то есть менее одного процента.
Основные причины мусорного разгула - пассивная позиция руководства садоводческих товариществ, низкая сознательность самих дачников. Бороться с этим лишь уговорами и штрафами малоэффективно. По мнению Бориса Громова, в уставах садоводческих кооперативов необходимо определить границы товариществ, а каждый дачник, покупая участок, должен быть ознакомлен с правилами и нормами поведения - тогда он сразу будет осознавать свою ответственность за нарушение этих норм. Кроме того, подчеркнул губернатор, "в самое ближайшее время - максимум в течение одного месяца - необходимо просмотреть все имеющиеся документы, законы Москвы и Московской области, которые прямо влияют на сложившуюся ситуацию, с тем чтобы определить конкретные шаги и по финансированию на закупку недостающих мусоровозов и контейнеров, и по мерам воздействия на нарушителей". Полезным будет общий сбор всех председателей садоводческих товариществ для разъяснительной работы. Если же руководство садоводческих товариществ и сами дачники не внимают разумным доводам, необходимо применять иные меры - вплоть до репрессивных. Например, ставить председателям кооперативов условия: если они не заключат договора на вывоз мусора, то им могут отключить электричество или газ.К сожалению, у нас сложилась такая идеология, что люди думают только о личном, а в десяти метрах от его дома - хоть трава не расти, поэтому людей надо воспитывать, в том числе применяя такие непопулярные методы", - подчеркнул губернатор. Юрий Лужковр этой точкой зрения согласен: "Рассчитывать только на уговоры и убеждения - малоэффективные меры, здесь нужно применять властные функции".
По итогам обсуждения принят ряд решений. Размер штрафов за невывезенный мусор, за пакеты с отходами, выброшенные из автомобилей на обочины дорог, в лесу и так далее, заметно возрастут. Мэр Москвы считает, что каждого уличенного в таком поступке надо штрафовать в размере, необходимом для ликвидации всей свалки. Правления садоводческих объединений обяжут создать нужное количество контейнерных площадок с твердым покрытием и удобным подъездом для спецтехники. Будет предусмотрено внесение членами садоводческих кооперативов целевых взносов на вывоз ТБО и КГМ. Кроме того, администрациям подмосковных муниципалитетов рекомендовано создать реестры мест нахождения мусоросборных площадок для организации своевременного вывоза отходов, а столичные власти помогут приобрести 63 единицы мусоровозов и бункеровозов на базе автомобилей "ЗИЛ" и "ГАЗ" и 12 единиц другой спецтехники. Кроме того, ГУП развития Московского региона примет долевое участие за счет бюджета города Москвы в рекультивации и строительстве полигонов ТБО в Рошале, Талдомском, Серебряно-Прудском и Ступинском районах на общую сумму пять миллионов рублей. Контроль за исполнением решений, которые будут детально проработаны в ближайшее время, возложен на первого заместителя мэра в правительстве Москвы Владимира Ресина и заместителя председателя правительства Московской области Александра Горностаева.
АВТОТРАССА ТЕСНОЮ ЛЕНТОЮ ВЬЕТСЯ
На своем заседании Объединенная коллегия также рассмотрела вопрос "О взаимодействии Москвы и Московской области по вопросам развития транспортного комплекса Московского региона". Предложения транспортных услуг на сегодня во многом превышают спрос и в то же время не всегда отвечают современным стандартам качества. Результат известен каждому жителю и Москвы, и Подмосковья - многокилометровые заторы, смог выхлопных газов, неуклонный прирост дорожно-транспортных происшествий. К тому же сегодня, отметил заместитель председателя правительства - министр транспорта правительства Московской области Петр Кацыв, транспортные проблемы тормозят развитие экономики, поскольку в столичном регионе проходят 11 главных железнодорожных магистралей, два международных транспортных коридора, свыше 20 специализированных аэропортов, здесь обрабатываются более 60 процентов грузов страны, ежедневно перевозятся пассажирским транспортом более трех миллионов человек, а в летнее время - в несколько раз больше.
Эффективное решение проблемы требует целого комплекса масштабных мер. Это и модернизация системы железнодорожных пригородных перевозок, и создание сети мультимодальных транспортных терминалов и логистических центров, и реконструкция федеральных автотрасс, и установление единых для двух субъектов Федерации правил регистрации и развития автобусной маршрутной сети, и многое-многое другое.
Областные власти уже прорабатывают проекты строительства объезда города Одинцово, альтернативной дороги Москва - Ногинск, реконструкции Малого бетонного кольца. Вместе с тем, подчеркнул Борис Громов, "необходимо создать единый план развития транспортного комплекса Москвы и Московской области - это наиважнейший вопрос, и подход к нему должен быть единым и понятным". Разработкой единых подходов займется создаваемая по решению Объединенной коллегии Комиссия по взаимодействию правительства Москвы и правительства Московской области по вопросам развития транспортного комплекса Московского региона. Возглавят ее первый заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Аксенов и заместитель председателя правительства - министр транспорта правительства Московской области Петр Кацыв.