Миллиарды рублей добывают для государственной казны заполярные таможенники.
Самый северный таможенный пост России находится на полуострове Таймыр - в Норильске. И это не просто пост, это форпост, что значит "передовой". А стало быть, особый. Хотя таможня сама по себе, даже если она находится в мегаполисе, всегда считается особенной сферой, своего рода границей, которую следует охранять. Наш рассказ о том, как это делают северяне.
Заполярная элита
Начальник Таймырского таможенного поста Владимир Николаевич Кеба сразу дал понять, что его коллектив особенный. В каждом слове руководителя, пока он рассказывал о буднях своего ведомства, о его людях, звучала гордость. Еще бы! В прошлом году таможенники края собрали около семи миллиардов рублей, 75 процентов из которых пришлось на Таймырский пост.
- Наш коллектив - всего 59 человек, - рассказывает Владимир Николаевич, - но он курирует территорию в полтора миллиона квадратных километров - от Северного полюса до южных рубежей Таймыра. В зоне внимания приходится держать Таймырский автономный округ, Эвенкию, Норильск, Игарку и Туруханский район. Впечатляют размеры рабочей площади? А разделите-ка полтора миллиона на 59! Можете на досуге подсчитать, сколько в среднем квадратных километров приходится на одного сотрудника.
- И считать нечего. Почти по Райкину, сумасшедшая цифра получается, - соглашаюсь я.
- Таможенные посты в Норильске и Дудинке прежде работали самостоятельно, а затем слились в единую структуру. Их основные направления - экспортно-импортные операции и контейнерные перевозки. Для кого-то, может, это звучит скучно. Но моим коллегам скучать не приходится. Если они заскучают, это сразу "просекут" те, кто не прочь обойти все посты таможенные и все законы. Так что приходится всегда быть начеку, даже когда вроде бы ситуация спокойная.
Тепло вечной мерзлоты
В детстве Владимир и представить себе не мог, что ему, выросшему среди щедрого плодородия украинских садов, придется жить средь вечной мерзлоты. Так случилось, что в армии он служил с парнем из Норильска, который пригласил его посмотреть на диковинный "закрытый" город.
- Поехал ненадолго, - с улыбкой вспоминает Владимир Николаевич, - всего на три года. И вот уже больше трех десятков мерзну тут. Но привык уже. Как-то незаметно втянулся. Тридцать лет, не поверите, будто одно мгновение. Здесь встретил и свою жену будущую. Ольга - норильчанка. Дети, получается, тоже норильчане. Но сын уехал, решил в свое время стать финансистом, окончил вуз и сейчас живет в Подмосковье. А дочь заканчивает 10-й класс.
Но, видимо, есть какое-то неуловимое тепло в вечной мерзлоте, если она так просто не отпускает в теплые края. О длинном рубле в данном случае рассуждать не стоит. Не такой уж он и длинный, если посмотреть на цены в местных магазинах да вспомнить о среднесуточных температурах. Просто народ тут особый, что ни говори. И люди, прошедшие испытание Крайним Севером, это ощущают. Он всех меняет. Это не значит, что все становятся героями, но северная душа сродни понятию "морская душа".
Свой послужной список Владимир Николаевич начинал в 1974 году с механика по ремонту электронно-вычислительных машин. Инициативного и принципиального парня заметили. Пригласили работать в милицию. Согласился. Более двадцати лет прослужил, прошел от оперуполномоченного до начальника городского отдела. Как говорится, без отрыва от производства получил высшее юридическое образование. А потом ему предложили возглавить таможенный пост, опыт-то у него колоссальный, надо же кому-то готовить спецов.
Сенсаций здесь не любят
Основным участником внешнеэкономической деятельности в этих краях является "Норникель". Отсюда за рубеж уходят никель и медь. Задача таможенников - защита экономических интересов государства и пополнение федерального бюджета. Я поинтересовалась, много ли они выявляют контрабанды. И уже приготовилась услышать сенсационные факты, но...
- Сколько есть, столько и выявляем. К счастью, мало. Наши края контрабандистами не кишат. Разочарованы? В этом году возбуждено лишь восемь уголовных дел, и то связанных с физическими лицами. Прессу это не интересует. А нас такие показатели радуют. Это же хорошо, когда у милиции и таможенников мало работы.
- Тогда зачем здесь нужен таможенный пост? - невольно вырвалось у меня. - Все равно же практически никто не нарушает существующих правил экспорта.
Некоторые, может, потому и не нарушают, - лукаво улыбнулся Владимир Николаевич, - что знают: есть поблизости Таймырский таможенный пост.
Красная полоса
Вместе с начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля Александром Федоровичем Щепиловым мы проехали на промплощадку Надеждинского металлургического завода, где расположился склад временного хранения. Тут же и таможенный склад. Сюда приходят грузы. В огромном помещении четко выделяется красная полоса. За нею находятся арестованные и конфискованные товары. Например, в контейнере, который прибыл с Украины и сиротливо стоит в полупустом помещении, вместо домашних вещей, заявленных его хозяином, оказалась керамическая посуда. Товар явно предназначен для продажи, а это уже другие таможенные платежи.
Сюда же приходит импортное оборудование. Здесь же кабинет досмотра. Суть работы заключается в приеме груза, организации работ для проведения таможенного досмотра и выдачи груза получателю. Все тщательно проверяется. Досмотру подвергаются даже видео- и аудиокассеты, на которых может находиться банковская, коммерческая, техническая, геологическая и другая ценная информация, не предназначенная для широкого круга, которую вообще нельзя вывозить за пределы территории.
"Груз 200" тоже проходит через таможенную границу. Странно об этом слышать, но народ-то всякий бывает - циников и изворотливых хватает. Многие норильчане умерших родственников стараются похоронить на "материке" - на родной земле. А в практике российских таможенников бывали случаи, когда в запаянных гробах находились запрещенные к вывозу предметы. Вот и приходится тревожить усопших. Пока в Норильске никто не воспользовался таким коварным методом транспортировки контрабанды, но бдительность - вторая натура таможенника. Он должен все предусмотреть, даже то, чего реально может и не быть в данный момент.
В гостях у "Вакулы"
Порт Дудинка, центр Таймырского автономного округа, считается транспортным окном в мир. Сюда по Северному морскому пути приходят транспортные суда. Все они, как правило, ледового класса. Мне казалось прежде, что за мощным кораблем остается полоска чистой воды, по которой хоть на лодочке плыви. Так я думала, пока не побывала в Дудинке, за чертой таможенной границы, где шла погрузка иностранного судна.
В Дудинку мы отправились целой группой: Александр Щепилов и его коллеги - старший инспектор отделения таможенного досмотра Владислав Гонта, инспектор отдела охраны Владимир Печерица.
Стоило нам только выехать за пределы норильской промышленной зоны, как смог исчез. Над тундрой опрокинулось бездонное солнечное небо. Снег искрился и больно резал глаза. Пришлось воспользоваться очками, предложенными водителем Петром Носковым, иначе, по его словам, можно схлопотать ожог глаз.
Дудинка считается одним из самых мощных портов, лежащих на Северном морском пути. Навигация здесь длится круглый год, за исключением нескольких весенних недель, когда вода выходит из берегов и затапливает причалы. Тогда все работы останавливаются, портальные краны поднимаются на верхние отстойные пути. После того как пройдет ледоход, все возвращается на свои места. Во время моей командировки Енисей находился еще под толщей льда, и было совсем непонятно, каким образом у берега оказалось большое морское судно.
Начальник отдела таможенного поста N 2 Александр Михайлович Козырев работает здесь с того момента, как началось формирование структуры. Старший таможенный инспектор Елена Шуненкова - тоже старожил поста, на ней валютный контроль, проверка контрактов и сделок, она же участвует в проверке грузовых деклараций. Сергей Степанов отлично разбирается в тонкостях товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а Сергей Масленный контролирует погрузку и взвешивание. Прекрасно знают службу и Александр Соловьев, и молодой специалист Вячеслав Горников. Таможенники должны быть не только юристами, финансистами, экономистами, но и разбираться в технике.
Одно судно обычно увозит до 16 000 тонн. Металл формируется партиями по 67-68 тонн, состоящими из пакетов, вес каждого из которых около 1500 килограммов. Часть "пачек" помещается на склад временного хранения, где выборочно проводится их взвешивание. Иногда пачку просверливают, чтобы убедиться, действительно ли она состоит из того продукта, который заявлен в декларации. Это важно, потому что, например, никель дороже меди, и пересортица может обернуться для нашего государства убытком.
- После окончания погрузки, - говорит Александр Михайлович, - мы закрываем таможенную границу, пограничники - государственную, и судно направляется в Голландию, не имея права зайти ни в один из российских портов. Инцидентов, как правило, не бывает. Люди понимают: работы лишиться легко, а найти ее сложно. Так что случаев контрабанды у нас не было.
Вместе с Александром Козыревым всей группой отправляемся "за границу", на территорию теплохода "Капитан Вакула", над которым развевается флаг Республики Кипр. На самом же деле судно принадлежит Мурманскому морскому пароходству, и на нем работает команда российских моряков. Капитану Ростиславу Кокареву 39 лет. Прежде работал на американской линии, ходил в европейские порты, на "Вакуле" уже два года. В Арктике опаснее, признается он, но и интереснее.
- Судно ходит под кипрским флагом, - рассказывает Ростислав. - Моряки получают высокую зарплату, своей работой дорожат. С таймырскими таможенниками отношения деловые и в то же время дружеские. Такое бывает, к сожалению, не везде. Ведь в нашей работе можно придраться к любой мелочи. Моряки в Дудинку ходят с удовольствием. Люди здесь доброжелательнее, чем где-либо, точно вам говорю. Чего не скажешь о природе. Пробиться сюда было нелегко, это я о дороге, хотя наше судно специального ледового класса. Да к тому же у нас была мощная ледокольная поддержка. На входе в Енисейский залив льдины наслоились одна на другую, местами их толщина достигала трех метров. Они создали серьезную преграду, которую с трудом одолел атомоход. Из Мурманска сюда шли две недели. Кстати, в пути была забавная встреча. Когда мы подходили к островам Северной Земли, навстречу судну выбежал белый медведь и потом долго за нами следовал. Потешный такой. Он будто нас просил, мол, мужики, ну сбросьте сгущенки коробочку. Но остановиться не было возможности. Так хозяин полярных широт и не получил гостинца.
Мы поднимаемся на капитанский мостик. В темную пасть бездонного трюма стрела портального крана аккуратно опускает медные пачки. Длина теплохода 124 метра, ширина около 38 метров, и высотой он с 12-этажный дом. Размеры впечатляют.
Корабль со всех сторон окружен торосами. Тут-то я и узнаю, что, оказывается, мощный теплоход скользит по ледяной тверди. Он наползает на лед, тот под ним прогибается, образуя "ванну с водой", а когда давление махины исчезает, льдины занимают прежнее место. Вот как происходит плавание во льдах, а я-то думала, что можно за ледоколом на лодочке плыть.
Убедившись, что "за границей" полный порядок, мы покинули гостеприимный корабль. По словам, Александра Козырева, скоро сюда начнут прибывать из Игарки еще и баржи, груженные лесом, подготовленным на экспорт. Каждую весну в Игарке выставляется временный таможенный пост. Чтобы определить, из какой породы сделан экспортный пиломатериал, нужны специальные знания. Приходится дополнительно учиться этому. Впрочем, тут надо не только в лесе толк знать, но и во многом другом быть докой. Потому-то сотрудники Таймырского таможенного поста не только отлично разбираются в тонкостях нового Таможенного кодекса, но и являются специалистами во многих направлениях внешнеэкономической деятельности. Если уж на документах стоит печать заполярного таможенного поста, во главе которого Владимир Кеба, то это стопроцентная гарантия того, что тут полный порядок.
Специальный корреспондент "Красноярского рабочего", Норильск - Дудинка - Красноярск