По географическому положению и природным условиям Кольский полуостров обладает рядом преимуществ перед другими регионами: свободной, не застроенной и полезно не используемой территорией; глубоководной, не замерзающей, защищенной от волнения акваторией; свободным выходом в открытый океан с малой интенсивностью судоходства. Эти факторы существенно снижают вероятность экологических аварий и позволяют сократить до минимума негативное влияние на окружающую среду Близость транспортного узла к европейскому и американскому рынкам и возможность использования международных транспортных коридоров: Севморпуть, Транссиб и Север-Юг, стык которых прогнозируется на Кольском полуострове, наличие на шельфе и прилегающих территориях западной Арктики богатейших месторождений полезных ископаемых, связь Кольского полуострова через магистрали железнодорожного, автомобильного, а в перспективе и трубопроводного транспорта с промышленно развитыми регионами России, глубоководные естественные фарватеры и акватории, способные принимать крупнотоннажные суда дедвейтом до 300 тыс. т, гарантируют Мурманскому транспортному комплексу высокую привлекательность.
Стратегическое значение развития Мурманского транспортного комплекса состоит в том, что он расположен в зоне богатейших месторождений, имеющих мировое значение, и обеспечивает России независимый от третьих стран свободный выход на новые мировые рынки. Российский арктический шельф занимает площадь размером в 6,3 млн. кв. км. По выявленным и прогнозируемым запасам ценнейших видов полезных ископаемых континентальный шельф является уникальной кладовой России: извлекаемые ресурсы углеводородов не имеют себе равных в мире и, по оценке специалистов, составляют 100 млрд. т в пересчете на нефть. Только месторождение на южном острове архипелага Новая Земля содержит 3 млрд. т руды с высоким содержанием цветных металлов широкого наименования. Судя по имеющимся сведениям, в XXI веке России принадлежит ведущая роль владельца и поставщика стратегических полезных ископаемых на нашей планете. Освоение и рациональное использование несметных природных богатств невозможно без научно обоснованной, экологически безопасной, надежной и экономически высокоэффективной транспортной системы, важной составляющей которой являются портовые комплексы. Генеральная схема предусматривает развитие Мурманского транспортного узла на 2015 г. с выделением 1-го этапа на 2010 г.
Узел представляет собой гармонизированный по видам железнодорожного, трубопроводного и морского транспорта комплекс, в состав которого входят: внешние подходы, объекты и сооружения железнодорожного и автомобильного транспорта для обеспечения расчетного на 2015 год морского грузопотока; трубопроводная магистраль с необходимой инфраструктурой для прокачки, хранения и отгрузки 120 млн. т сырой нефти на танкеры DW 150-300тыс. т, глубоководные многофункциональные порты для приема, загрузки и выгрузки крупнотоннажных каботажных судов, обеспечивающих снабжение месторождения грузами и вывоз нефти. Суммарный грузооборот транспортного узла на 2010 г. составляет 190 млн. т, в том числе: нефть -135 млн. т; нефтепродукты — 15 млн, т; навалочные грузы (уголь, апатиты и минудобрения) — 34 млн. т; контейнеры и генеральные грузы суммарно — 5-6 млн. т. В Генеральной схеме по каждому виду грузов определен состав и судооборот транспортного флота. Основным источником инвестиций является частный капитал российских компаний, которые определены на стадии разработки Генеральной схемы. К сожалению, в Концепции развития Северного морского пути ни в грузовой базе, ни в составе флота не учтен грузооборот транспортного узла.
Генеральная схема развития Мурманского порта начала реализовываться с 2002 года по согласованию с Минтрансом России и Администрацией Мурманской области. Основным разработчиком генсхемы был определен ОАО «Ленморниипроект», к работе которого по разработке генсхемы в 2003 году подключился «Ленгипротранс». Схема была разработана на основании сложившейся грузовой базы и перспективного развития порта, а также грузового потока через порт Мурманск и железнодорожный узел Мурманск до 2015 г.
В перспективе, помимо указанной номенклатуры грузов, планируется перегружать через Мурманск углеводороды (сырая нефть и нефтепродукты) и оборудовать специализированный контейнерный терминал. На сегодня в акватории порта Мурманск построены два рейдовых комплекса по перегрузке нефти, один из которых (РПК N 1), созданный Мурманским морским пароходством, уже введен в эксплуатацию. Через него в 2003 г. будет перегружено порядка 3,3 млн. т углеводородного сырья.
Морская администрация порта Мурманск совместно с «Ленморниипроектом» рассматривает разработку схемы с двух позиций, а именно:
1. Реконструкция существующего портового комплекса.
2. Создание новых портовых мощностей. Необходимо отметить изменение технологической схемы перегрузки каменного угля. В настоящее время перегрузка осуществляется по крановой схеме (грейфер). Такая схема перегрузки не позволяет в полной мере использовать потенциальные возможности порта, приводит к загрязнению окружающей среды и повреждению подвижного железнодорожного состава.
В схеме предлагается современный технологический уровень перегрузки угля, который позволит значительно увеличить грузооборот и снизить загрязнение окружающей среды. В частности, предусматривается закрытая выгрузка вагонов опрокидывателем, а погрузка судна — с использованием мощных перегружателей.
По ряду объективных причин увеличение объемов грузооборота невозможно на существующем портовом комплексе, расположенном на восточном берегу Кольского залива. В связи с этим, схема предусматривает строительство новых объектов портовой инфраструктуры на западном берегу Кольского залива.
Так, в устье реки Лавна запроектировано строительство универсального комплекса перегрузки каменного угля, металла и большегрузных контейнеров с годовым грузооборотом 18 млн. т в год, а в районе мыса Мишуков планируется строительство двух нефтяных терминалов.
Для дальнейшего развития береговой портовой инфраструктуры в схеме предлагается расширение границ акватории порта и оборудование внешнего рейда порта в районе Кильдинского пролива.
В особом разделе схемы говорится о создании мурманской трубопроводной нефтяной системы «Западная Сибирь — Кольский полуостров». Конечной точкой указанной системы является создание мощного морского нефтеперегрузочного терминала в одном из трех рассматриваемых районов на побережье Баренцева моря. Окончательный выбор варианта строительства указанного терминала будет определен позже, после изучения рассматриваемых мест на побережье Кольского полуострова. Естественно, дальнейшее развитие порта Мурманск приведет к увеличению заходов судов в Кольский залив.
В целях обеспечения безопасности мореплавания судов Морская администрация порта Мурманск сейчас активно работает по развитию систем безопасности мореплавания (СБМ) в Кольском заливе.
В декабре 2003 г. государственная комиссия приняла в эксплуатацию второй из цепочки автоматических радиотехнических постов (АРТП) систем безопасности мореплавания в Кольском заливе на мысе Крестовый (восточный берег Северного колена Кольского залива).
В 2004 г. ГУ «МАПМ» приступает к строительству третьего АРТП на мысе Сеть Наволок, что позволит контролировать движение судов на подходах к Кольскому заливу и в самом заливе.
Для обеспечения перевалки возрастающих объемов грузов ОАО «Ленгипротранс», одним из разработчиков схемы, предложено:
— развитие железнодорожного пути старой части порта Мурманск (восточный берег Кольского залива);
— железнодорожный выезд со станции Выходной Октябрьской железной дороги на станцию Пяйве;
— строительство железнодорожной ветки (30 км) до устья реки Лавны (западный берег Кольского залива).
В случае реализации в полном объеме мероприятий, заложенных в схеме, через Мурманский транспортный портовый узел будет перегружаться до 160 — 198 млн. т различных видов грузов в год.
Учитывая необходимость соблюдения баланса интересов экономического развития региона и национальной безопасности страны, в настоящее время подготовлены совместные предложения Морской администрации порта Мурманск и командования Северного Флота по расширению границ акватории Мурманского МТП.
Учитывая заинтересованность Мурманской области в скорейшей реализации генеральной схемы Мурманского портового транспортного узла, 19 декабря 2003 г. прошло рассмотрение схемы на расширенном заседании Комиссии по реализации стратегии экономического развития Мурманской области до 2015 г.
По материалам журнала «Морские порты России»
***
фото: