Уважаемый Геннадий Матвеевич! Уважаемые участники совещания!
С созданием ОАО "РЖД" по сути был завершен первый этап реформирования на железнодорожном транспорте. Основные параметры второго этапа реформ определены постановлением Правительства от 6 мая 2003 года, в котором утвержден план первоочередных мероприятий по программе структурной реформы, предусматривающий рост конкуренции в сфере грузовых перевозок, завершение оптимизации структуры управления ОАО "РЖД" и реорганизацию путем выделения в дочерние компании самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих различные виды деятельности - такие как пассажирские перевозки в дальнем следовании, отдельные специализированные грузовые перевозки, услуги по ремонту и другие.
Уже первый этап реформирования, как справедливо было отмечено в докладе, сопровождался ростом эффективности и качества. Это очень отрадно, и также отрадно то, что в весьма короткие сроки компания сумела разработать и уже приступить сегодня к обсуждению Стратегической программы развития. И очень хорошо, что это обсуждение проходит с участием представителей регионов, губернаторов, представителей различных компаний, общественных организаций. Думаю, что это очень правильно - всестороннее широкое обсуждение этой программы.
В программу заложена комплексность, которая должна обеспечить сбалансированность финансовых целей с мерами и организационного, и технологического, и ресурсного характера.
Надо сказать, что основные целевые параметры программы выглядят весьма впечатляюще. Это и повышение рентабельности, и снижение износа основных фондов, и, конечно, общий объем капитальных вложений до 2010 года - 1,5 триллиона рублей, в том числе 1 триллион на обновление инфраструктуры, 0,5 - на обновление подвижного состава. Это огромная сумма.
Все эти цифры говорят о том, что задачи ставятся весьма и весьма обширные и амбициозные. Но все-таки, несмотря на то, что представлены три варианта, я думаю, что безусловно правильный подход - нацеливать компанию и все меры, которые предусмотрены в программе, именно на самый амбициозный вариант, исходящий из необходимости удвоения внутреннего валового продукта.
Понятно, что деятельность компании, ее показатели и результаты во многом зависят от того, как будет складываться макроэкономическая ситуация.
Но ясно и то, что влияние самой компании - крупнейшей транспортной компании в России и вообще одной из крупнейших компаний - на макроэкономические показатели и на динамику развития во многих отраслях промышленности в России также велико, поэтому здесь налицо взаимное влияние. Чем более амбициозные цели будет ставить перед собой компания, тем выше темпы роста будут в целом в экономике России и, как подчеркнуто в выступлении Геннадия Фадеева, во многих других отраслях, потому что заказы, которые будут даваться по инвестиционной программе компании, способны поднять многие смежные отрасли.
С этой точки зрения, может быть, и надо подумать над тем, чтобы некоторые показатели могли бы быть несколько оптимизированы. Например, рост производительности труда на 6,5 процента в год в принципе, на мой взгляд, не является предельным показателем. Если мы хотим расти быстрыми темпами и соответственно увеличивать оплату труда, решать социальные проблемы, то это нужно делать с серьезным опережением в росте производительности труда. Иначе хороших результатов не добиться.
Конечно, цели Стратегической программы в основном соответствуют экономической стратегии государства. Очевидно, что этот проект документа содержит системные меры по повышению эффективности работы акционерного общества, он качественно отличается от планов министерств. Это уже документ современной компании, которая нацелена на эффективную работу на рынке.
Поддерживаю в принципе стратегический подход программы к ликвидации убыточности пассажирских перевозок. Ожидания последних двенадцати лет - решить эту задачу исключительно за счет государственных дотаций - не оправдались. Целесообразным будет развитие частного сектора в этой сфере. Те переговоры, которые были проведены по замене льгот на компенсации, и то, что компания пошла навстречу государству, определив весьма небольшую стоимость проездного билета на пригородных перевозках для льготников - 40 рублей, - даже такие меры уже дают существенное продвижение в области покрытия расходов по пассажирским перевозкам.
Нужно провести серьезную работу со всеми губернаторами, чтобы решить подобным же образом вопрос для всех категорий льготников, в том числе для ветеранов труда, работников тыла. Их около 20 миллионов человек, и для них эта проблема может быть решена таким же образом.
Каким проблемам, на мой взгляд, должно быть уделено особое внимание в стратегической программе?
Конечно, это, в первую очередь, эффективное развитие транспортного рынка. При этом нельзя ни в коем случае допустить порождения новых монополистов и условий для роста издержек на транспортные услуги. Необходим крайне взвешенный подход к формированию дочерних обществ. Подход, который не допускал бы излишних имущественных, финансовых и социальных рисков.
Это повышение эффективности инвестиций, направление их на важнейшие проекты с учетом интересов экономики страны и целей развития корпорации. В первую очередь это развитие сетевой инфраструктуры (здесь много об этом говорилось), и масштабы инвестиций, в общем-то, производят очень серьезное впечатление.
Конечно, по максимуму нужно задействовать возможности российской промышленности. Как мы видим, такие возможности есть, и я думаю, не только в области литья, но и во многих других сферах - там, где нужны инвестиции для развития компании. Достижение этих стратегических целей потребует серьезной работы по переобучению кадров, персонала, прежде всего руководящих кадров в условиях работы акционерного общества.
Думаю, нужно обратить особое внимание на усиление технологических требований к новому подвижному составу, потому что всей стране нужен технологический прорыв в промышленности, которая является базой для повышения эффективности российских железных дорог.
Фиксирование уровня тарифов на несколько лет, в зависимости от инфляции, конечно, позволит рынку дать четкую предсказуемость транспортных издержек, а российским железным дорогам - осуществить комплекс мер, которые оптимизируют издержки и позволят увеличить рентабельность.
И в то же время, я думаю, что требуется совместно с органами государственного регулирования ускорить внедрение новых подходов к регулированию тарифов, что позволило бы при сохранении контроля над предельным уровнем тарифов не выше уровня инфляции последовательно выводить из сферы регулирования некоторые сегменты перевозок, в которых налицо конкуренция с другими видами транспорта. Это контейнерные перевозки, перевозки нефтепродуктов, сыпучих и наливных грузов на отдельных направлениях в период навигации и так далее.
Еще раз хочу подчеркнуть, что развитие ОАО "РЖД" не должно затруднить формирование рынка на железнодорожном транспорте, здесь нужно иметь четкое понимание того, какую структуру мы должны иметь к 2010 году. И правильно подчеркивалось, что главная задача - создание равных условий для всех субъектов деятельности в этой сфере.
В завершение я хочу сказать, что, на мой взгляд, программа стратегического развития ОАО "РЖД" заслуживает одобрения. Она действительно является серьезной и амбициозной программой развития компании.
Я хотел бы пожелать успеха компании в выполнении этой программы. Думаю, что это будет серьезным вкладом в выполнение задач, которые поставлены Президентом перед Правительством, в частности по ускорению темпов экономического роста.