Правление ОАО "РЖД" обсудило проект Стратегической программы развития компании
Реформа отрасли вступила во второй этап, и правление ОАО "РЖД" интенсивно разрабатывает программы поступательного вхождения в рыночную конкурентную среду. С начала года обсуждены и приняты к исполнению мероприятия по обновлению подвижного состава, путевого хозяйства, внедрению фирменного обслуживания в пассажирском комплексе и другие. На прошлой неделе состоялось обсуждение проекта Стратегической программы развития ОАО "РЖД". Проект носит комплексный характер, затрагивает как интересы самой компании, так и ее взаимодействие с партнерами на рынке транспортных услуг.
Вот почему на заседание правления были приглашены члены правительства страны, главы регионов, руководители железных дорог, предприятий транспорта, научно-исследовательских учреждений, профсоюзные лидеры. Ход заседания транслировался по сети дорог, так что аудитория заинтересованных слушателей составила более 27 тысяч человек. Интерес вполне объяснимый. По словам президента компании Г.Фадеева, на повестке дня поистине судьбоносный документ. Он предопределяет развитие производственной, коммерческой жизнедеятельности, социальной сферы компании на много лет вперед.
В работе правления приняли участие и выступили вице-премьер России А.Жуков, министр транспорта И.Левитин, президенты Чувашии Н.Федоров, Удмуртии - А.ВОЛКОВ, губернатор Нижегородской области Г.Ходырев, председатель Роспрофжела Н.Никифоров, ряд других руководителей.
Видеть перспективу
Выступая с докладом, Г.Фадеев отметил, что многие корпорации при разработке стратегии ориентируются исключительно на собственную выгоду и механизмы повышения конкурентоспособности. - В нашем же случае, - заявил Геннадий Матвеевич, - эти важнейшие принципы дополнены глубокой проработкой технических и технологических составляющих, поскольку и технику, и технологии для железных дорог нет возможности приобрести как готовый продукт на рынке, приходится создавать и модернизировать в недрах самой компании. Следует добавить: поставленной цели ОАО "РЖД" добивается в условиях нарастающих нагрузок. За восемь месяцев, истекших с момента создания компании, рост грузооборота составил свыше 10 процентов, пассажирооборота - более шести. Обеспечена устойчивая рентабельность, полностью выполняются платежи в федеральный и региональный бюджеты.
Завершена регистрация громоздкого имущественного комплекса. Выработано огромное количество нормативных документов, отлаживающих механизмы бюджетирования и формирования новых отношений с органами государственного управления и партнерами. С учетом требований правительственной программы структурной реформы железнодорожного транспорта в стратегии ОАО "РЖД" определен комплекс долгосрочных задач и мероприятий по функциональному, организационному и техническому развитию компании. К 2010 году она сформируется в вертикально интегрированную транспортную корпорацию, реализующую две равнозначные задачи. Первая - эффективное предоставление инфраструктурных услуг независимым перевозчикам и операторам. Вторая - выполнение функций универсального перевозчика всех видов грузов и категорий пассажиров на российском и международном рынках. Буквально на глазах усиливается конкуренция. Ведь более 70 процентов стальных магистралей дублируются автодорогами федерального значения, и при дальности перевозок до 800 километров железные дороги объективно проигрывают: заказчик предпочитает автотранспорт. А на параллелях с речным и трубопроводным транспортом объемы железнодорожных перевозок снижаются в несколько раз. Все активнее заявляют о себе независимые железнодорожные компании: в их распоряжении уже более 26 процентов парка грузовых вагонов, и они выполняют пятую часть грузоперевозок, причем наиболее высокодоходных: нефтепродуктов, минеральных удобрений, автомобилей, металлоизделий. Естественно, низкодоходные перевозки остаются на долю железных дорог в качестве общественного перевозчика. Как говорится, процесс пошел, и очень важно удержать паритет в этом сегменте рынка, сохранить в структуре вагонного парка ОАО "РЖД" высокодоходный специализированный подвижной состав, да и на всех видах перевозочного бизнеса присутствие компании должно составлять не менее 50 процентов. Задача не простая.
- В условиях жесткого регулирования тарифов, - сказал Г.Фадеев, - нам предстоит осуществлять развитие инфраструктуры в основном за счет активного использования собственных и привлеченных средств, а также вложений независимых инвесторов.
Пользуясь присутствием на заседании руководителей правительства, министерств и ведомств, Г.Фадеев обратил их внимание на надобность поддержки государством значимых инвестиций, ведь опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры - залог дальнейшего подъема экономики страны. При этом докладчик сослался на недавнее президентское послание Федеральному собранию, в котором отмечается, что развитие транспортной инфраструктуры - это больше, чем экономическая задача. Действительно, сеть железных дорог России, являясь гарантом надежных хозяйственных связей, играет роль "скрепы" громадных пространств, обеспечивает право граждан на свободу передвижения из конца в конец страны. Далее докладчик подробно остановился на конкретных разделах Стратегической программы, привел контрольные цифры прироста объемов перевозок грузов и пассажиров, подчеркнув, что высоких показателей необходимо добиваться за счет роста производительности труда. Главный ресурс здесь - модернизация технологических процессов и внедрение новой техники, снижение непроизводительных расходов, укрепление дисциплины, повышение ответственности каждого железнодорожника - от исполнителей до руководителей. По-прежнему остро стоит проблема субсидирования пассажирских перевозок. - Мы надеемся, - заявил Г.Фадеев, - что принятые федеральными органами власти решения о компенсации льготного проезда в пригородном сообщении будут доведены до конца, а субъектами Федерации - соответственно по региональным льготникам. Тогда наряду с реализацией других комплексных мер, в частности в сфере тарифной политики, к 2010 году возникнет возможность вывода на безубыточный уровень пассажирских перевозок в дальнем следовании, а также ликвидации перекрестного субсидирования пригородного сообщения. Детально проанализированы в докладе меры повышения производственно-экономической эффективности работы компании. Стратегической программой предусматривается создать условия для такого уровня содержания технологии и эксплуатации подвижного состава и инфраструктуры, который наряду с обеспечением безопасности перевозок способствовал бы и снижению издержек. Учитывая, что и до 2010 года все еще будут преобладать локомотивы и вагоны старых серий с высокой степенью изношенности, в программе намечено восстановление и модернизация более шести тысяч локомотивов и около 50 тысяч вагонов. К концу десятилетия будет завершена ликвидация узких мест на грузонапряженных магистральных направлениях, сформируются комплекс сетевых пунктов технического осмотра, единая система диспетчерского управления и многоуровневая система безопасности, осуществление которой красной нитью проходит во всех разделах Стратегической программы. Россия - естественный транспортный "мост" между Европой и Азией. Эта особенность учитывается в Стратегической программе, как и предстоящее вступление России в ВТО. Программа ориентирована на максимальное использование транзитного потенциала отечественных железных дорог, в первую очередь на направлениях Восток- Запад, включая Транссибирскую магистраль, а также коридор Север-Юг, соединяющий Скандинавию и в целом Европу с Ираном, Индией, странами Персидского залива. В программе предусмотрены необходимые инвестиционные, технологические и правовые решения по строительству новых соединительных линий на международных направлениях, включая оказание технической помощи в развитии транспортных коридоров в Иране, Азербайджане, на Корейском полуострове. Будут существенно усилены ветки к погранпереходам с Китаем, Финляндией, а также к отечественным морским торговым портам. Хорошо известно, что руководство компании проделало огромную работу с международными рейтинговыми агентствами для получения кредитного рейтинга ОАО "РЖД".
- Мы обоснованно рассчитываем, - сказал в этой связи докладчик, - что в ближайшее время такой рейтинг, причем на достойном уровне, будет получен, открыв для компании доступ к долгосрочным финансовым ресурсам по разумным ставкам. Мы будем использовать самый широкий набор финансовых инструментов - кредитование, выпуск облигаций, лизинг и другие формы, дающие доступ к финансовым ресурсам с минимальными рисками. Можно с полным основанием сказать, что мы выходим на финансовый рынок с абсолютной ясностью в своих действиях и с уверенностью в достижении эффективных результатов, - подчеркнул Г.Фадеев. Образно говоря, компания входит в рынок с открытыми глазами. Ее активы растут, они прозрачны, соответственно растет и доверие партнеров, инвесторов, населения. Однако рост доверия следует неустанно подкреплять повышением прибыльности всех видов деятельности компании, регулярной инвентаризацией и оптимизацией структуры ее активов и создаваемых дочерних обществ.
Докладчик сообщил, что до конца текущего года намечено организовать дочерние компании по производству и ремонту путевой техники, средств железнодорожной автоматики, специализированным грузовым перевозкам, в частности, рефрижераторным и контейнерным. А на будущий год предусмотрено реформирование научно-технического и строительного комплексов, подразделений по капитальному ремонту вагонов и электроподвижного состава. - Создание дочерних обществ - не самоцель, - отметил докладчик, - а инструмент повышения экономической эффективности, привлечения инвестиций. Их объем для успешной реализации Стратегической программы развития ОАО "РЖД" до 2010 года ориентировочно составит 1 триллион 900 миллиардов рублей в ценах текущих лет. Из них на развитие инфраструктуры будет направлено свыше 1 триллиона 200 миллиардов, а на обновление парка подвижного состава - около 600 миллиардов. Инвестиционные проекты, направленные на достижение политических, социальных и внетранспортных эффектов и не имеющие коммерческой значимости для компании, должны иметь государственную поддержку. Речь, в частности, идет о пограничных переходах, скоростном движении поездов до Хельсинки, восстановлении железнодорожной инфраструктуры Чеченской республики, обеспечении антитеррористической защиты.
При всем при этом стратегия компании направлена на проведение сильной социальной политики. В ее осуществлении действенное участие призваны принять профсоюзные организации. Сегодня все- и руководители, и рабочие - должны проникнуться пониманием того, что дальнейший рост зарплаты, обеспеченность жильем, высокий уровень медицинского обслуживания и отдыха в отраслевых санаториях и пансионатах, ощутимая помощь неработающим ветеранам и исполнение Тарифного соглашения зависят исключительно от прибыльности работы компании, а значит от повышения производительности труда. Конечный успех реформы определяется тем, насколько четко, дисциплинированно и ответственно будут исполнять свои обязанности руководители филиалов, структурных единиц, командиры среднего звена. Особый профессионализм и добросовестность требуются и от рядовых работников, поскольку трудом машинистов, слесарей, монтеров, электромехаников, приемосдатчиков обеспечиваются безопасность и качество перевозок, а при взаимодействии пользователей с проводниками, билетными и товарными кассирами формируется имидж и авторитет компании в целом.
Ориентиры уточняются
В прениях по докладу выступило 22 человека. С особым вниманием аудитория выслушала речь вице-премьера РФ А.Л.Сукова. Он дал высокую оценку проекту Стратегической программы развития ОАО "РЖД", высказал ряд замечаний по отдельным позициям, которые, на его взгляд, должны быть смелее оптимизированы. Например, рост производительности труда на 6, 5 процента в год не является пределом. Он призвал глав администраций регионов России еще активнее сотрудничать с железнодорожниками, которые не только четко осуществляют перевозки народно-хозяйственных грузов, но и выступают крупным заказчиком на литье, вагоны, локомотивы, рельсы, колесные пары, средства сигнализации и связи, приборы безопасности и другое оборудование. Тем самым ОАО "РЖД" как стратегический партнер способствует подъему отечественной промышленности. Оратор согласился, что наиболее болезненной остается проблема тарифов.
- Фиксирование их уровня на несколько лет, - сказал Александр Дмитриевич, - благодаря предсказуемости транспортных издержек, конечно, позволит железным дорогам минимизировать затраты, повысить рентабельность. В то же время, думается, следует ускорить внедрение новых подходов к формированию тарифов, которые позволили бы при сохранении контроля над их предельным уровнем не выше инфляции последовательно выводить из сферы государственного регулирования некоторые сегменты перевозок, такие, как контейнерные, нефтепродуктов, сыпучих и наливных грузов на отдельных направлениях - там, где налицо реальная конкуренция с автотранспортом, речным флотом. Министр транспорта РФ И.Левитин охарактеризовал Стратегическую программу ОАО "РЖД" как пример для подражания в других отраслях экономики страны. Вместе с тем, на взгляд Игоря Евгеньевича, в проекте программы недостаточно четко прописан механизм создания дочерних обществ, упущена правовая среда и ряд других моментов в создании привлекательности инвестиций в инфраструктуру железных дорог. Министр пообещал содействовать развитию транспортного машиностроения, высоко оценил нарастающий поток заказов со стороны ОАО "РЖД".
- Никто из транспортников не вкладывает в машиностроение столь весомо, как железнодорожники, - отметил И.Левитин. Со своей стороны главы администраций республик и областей Российской Федерации также заверяли в своих выступлениях, что видят в ОАО "РЖД" надежного делового партнера, готовы расширять сотрудничество на взаимовыгодной основе. Приводились цифры о поставках литья, вагонов, колесных пар высокой долговечности, о постройке электропоездов, вокзалов, платформ на долевых началах с железнодорожниками. Активное участие в прениях приняли начальники железных дорог. В числе первых выступил В.Старостенко. От имени коллектива столичной магистрали, где предварительно обсуждался проект Стратегической программы развития ОАО "РЖД", он высказал ряд соображений.
- В программе, - сказал Владимир Иванович, - правильно говорится об укрупнении железных дорог и отделений для завершения в пределах одной дороги преобладающей части зарождающихся перевозок грузов и пассажиров. Эта работа требует взвешенности, экономической обоснованности. В то же время, говоря о региональных диспетчерских центрах, следует отметить, что они не нужны. Их функции - координация дорожных ЕДЦУ и увязка работы на сетевых направлениях - успешно осуществляются ЦУП компании. Эту схему, вертикально-региональный принцип управления, по нашему мнению, нужно сохранить как отвечающую требованиям и сегодняшнего дня, и на обозримую перспективу. На развитие инфраструктуры предусмотрено выделение значительных средств. Однако этот вопрос необходимо довести до логического завершения. Определены участки прокладки третьих главных путей. Это нужно так же сделать и по вторым путям, по строительству автоблокировки, электрификации участков. Скажем, для Московской дороги жизненно важным является строительство дополнительных путей на участке Москва-аэропорт Внуково, электрификация перегонов Михайловский Рудник-Елец, Брянск-Лужки, Ожерелье-Узловая-Елец.
За последние годы многое сделано для улучшения путевого хозяйства. Это правильно, и эта тенденция должна быть сохранена. Однако здесь есть ряд вопросов, которые требуют конкретики даже в рамках Стратегической программы. Если, к примеру, по локомотивному хозяйству предусмотрены конкретные цифры поставки локомотивов, то полностью отсутствуют показатели приобретения путевой техники, ухода от асбестового балласта и другие.
Уже третий год идет дооснащение предприятий локомотивного и вагонного хозяйства до технического регламента, и эта работа опять намечена на последующие шесть лет. На наш взгляд этот раздел программы нужно конкретизировать и сжать по срокам. В разделе о развитии пассажирского комплекса следует четко определить размеры внедрения АСОКУПЭ, которая, к сожалению, выпала из программы, а ведь эта система эффективно способствует снижению убыточности пригородных перевозок. Намеченные рубежи наращивания к 2010 году скоростного движения поездов - 60 км/ч в дальнем следовании и 50 км/ч в пригородном сообщении - недостаточны. На Московской эти показатели уже достигнуты, хотя интенсивность движения и насыщенность остановочными пунктами у нас самая высокая в стране. На наш взгляд, раз уж к концу десятилетия намечается в пассажирском движении выйти на безубыточный уровень, лучше всего спросу на поездки поспособствуют более высокие скорости. К сожалению, из перечня участков выпал международный ход Москва-Красное- Минск-Брест-Варшава-Берлин как первоочередной для внедрения электровозов двойного питания ЭП-10.
Говоря об эффективности инфраструктуры, В.Старостенко остановился на проблеме малодеятельных линий. В программе заявлено: "могут решаться вопросы закрытия, структурного преобразования или продажи ряда малодеятельных линий". - Нужна более конкретная схема действий, законодательное обеспечение поддержки регионов, - считает Владимир Иванович. - К примеру, с помощью администрации Смоленской области мы перевели 100-километровый малодеятельный участок Валутино-Сошно в разряд подъездных путей. Это дало возможность ликвидировать его убыточность и снизить вдвое расходы на содержание. В программе правильно сделан акцент на прямую зависимость заработной платы от уровня производительности труда, темпы роста которой значительно увеличиваются за счет внедрения новых технологий и, в первую очередь, в перевозочном процессе. Именно это должно лежать в основе высвобождения контингента, снижения трудоемкости работ. К примеру, на Московской дороге с января нынешнего года действует новая технология работы Малого кольца, которое является уникальным не только на сети, но и в Европе. Его протяженность всего 54 км, а выполняет оно около 15 процентов объема работы дороги. За счет целого комплекса технологических и организационных мер удалось за несколько месяцев повысить участковую скорость на 3, 5 км/ч, сократить простой вагонов на четверть, а оборот вагона ускорить на восемь часов. При этом парк локомотивов при увеличении объема работы даже уменьшен на 20 процентов. Для снижения рисков и более эффективного проведения реформ, а также реализации рассматриваемой сегодня стратегии необходимо, считает В.Старостенко, решить ряд принципиальных вопросов. Следует более четко определить уровень централизации по основным видам деятельности. Сверхцентрализация только снизит управляемость конкретными предприятиями. Надо установить долю участия независимых обществ в общем объеме работы компании, а также права и принципы взаимодействия компании с дорогами и дорог с дочерними обществами. Актуальным является и вопрос определения и разделения инфраструктуры при выделении различных организационных структур и дочерних обществ с точки зрения технологической и экономической целесообразности. К примеру, при создании дальних и пригородных компаний, ремонтных, эксплуатационных и других предприятий настоятельно необходимо выработать конкретную методику. Учитывая, что в программе определены значительные объемы внешнего инвестирования, и в настоящее время такие предложения есть, стоило бы отдельным разделом разработать специальный регламент взаимодействия с инвесторами на выгодных для компании условиях. Такими же конкретными были выступления начальников других дорог. Об опыте модернизации и использовании ремонтных мощностей много полезного рассказал начальник Западно-Сибирской А.Целько. Начальник Дальневосточной В.Попов вызвал одобрение аудитории и президента компании рассказом о модернизации подъездных путей и угольных терминалов портов Восточный, Находка, Ванино, об ускорении оборота вагона и использовании тяжеловесных поездов. Свои "изюминки" содержались в выступлениях начальника Октябрьской В.Степова, Восточно-Сибирской - А.Тишанина, Забайкальской - В.Хохрякова и других.
Оценивая проект Стратегической программы и итоги его обсуждения, президент ОАО "РЖД" Г.Фадеев высказался однозначно: документ разработан добротный, но довести его до полной завершенности надо - по рубежам, цифрам, срокам - с учетом высказанных предложений. - Программа уникальная, - заключил Геннадий Матвеевич, - подходы к решению проблем четкие. Теперь следует так же по-деловому проводить в жизнь все намеченное.
На этом можно бы закончить отчет о заседании правления ОАО "РЖД". Однако позволю себе как автор небольшое отступление. Давно наблюдая работу отрасли, освещая в газету деятельность ее штаба, не перестаю восхищаться деловыми и человеческими качествами Г.Фадеева, подлинного лидера железнодорожников. Его энергии, хватке, дальновидности, умению подбирать кадры единомышленников, убеждать руководство страны в своей правоте, сеть дорог и ее двухмиллионный коллектив обязаны не просто выживанием в сложное время, но и подлинным возрождением. По большому счету, рынок сродни морской пучине, с закрытыми глазами не сориентируешься. Управляемость-основа, в том числе и поступательного вхождения в рынок. Примером этого служит реформирование железнодорожного транспорта. На транспортном рынке уверенно заявила о себе самая молодая и самая крупная компания с участием государственного капитала - ОАО "Российские железные дороги" - со своей правовой базой, с четкой стратегией развития в условиях конкурентной среды. Ей по плечу решение экономических задач, поставленных в недавнем послании Президента России В.Путина.
***
С учетом требований правительственной программы структурной реформы железнодорожного транспорта в стратегии ОАО "РЖД" определен комплекс долгосрочных задач и мероприятий по функциональному, организационному и техническому развитию компании."